Человек тревожный
Парадокс современности в том, что мы боимся смерти, но каждый день убиваем жизнь, тратя ее на ненужную суету, избыточную информацию, страхи о будущем, пережевывание прошлого. Осознавать текущий момент нам мешает тревожность, ставшая эпидемией XXI века, считает когнитивный психотерапевт Дмитрий Ковпак.
Psychologies: Что говорит статистика, насколько тревожнее стало общество?
Дмитрий Ковпак: Сегодня у каждого 14-го жителя Земли есть клинически выраженная депрессия. Сравните: в XIX веке депрессией страдало 0,05% от всей популяции, в середине XX века – 5%, к концу XX века – более 20%. А к 2020 году депрессивные расстройства выйдут на второе место среди всех заболеваний как причины неявки на работу и потери трудоспособности – после сердечно-сосудистых, по прогнозу Всемирной организации здравоохранения и Всемирной психиатрической ассоциации. Конечно, такой диагноз сегодня ставится чаще, чем сто лет назад. Причины две: во-первых, мы гораздо чаще задумываемся о качестве жизни и обращаемся к специалистам. В XIX веке шахтер или рабочий, выйдя с работы, не спешил к психоаналитику – ему было не до этого. Во-вторых, расширилось представление о расстройствах. Люди паниковали всю историю человечества, но диагнозы «паническое расстройство», «агорафобия», «обсессивно-компульсивное расстройство» появились примерно полвека назад. И с тех пор перечень диагнозов растет. Вообще XXI век – век тревоги и депрессии.
В чем причина тревожности?
Д.К.: Тревожность связана с глобализацией и информационной перегрузкой. У нас гораздо больше мыслей и забот, чем раньше. Мы пытаемся соответствовать новым требованиям к уровню образования, компетенциям. Фоновый информационный шум вынуждает нас постоянно скроллить экраны смартфонов. Это рождает сравнения: кто на каком пляже отдыхает и что приобрел. Общество требует, чтобы мы доказывали свою успешность. Раньше мы отдыхали, приходя домой, – теперь социум втаскивает нас в любое время суток в сверхинтенсивное социальное взаимодействие. Британский психолог Робин Данбар вычислил, сколько личных контактов мы можем поддерживать одновременно, – в 80-е годы XX века «число Данбара» составляло 150. Сегодня тысячи контактов оказывают психоэмоциональное влияние, выводя нас из себя лайками, комментариями, троллингом.