“Быть счастливыми самим – тогда и у ребенка жизнь сложится”
Как прочитать десять книг по воспитанию и не сойти с ума? Какие фразы нельзя произносить? Можно ли сэкономить на учебе в школе? Как убедиться, что я люблю своего ребенка и все у нас будет отлично? Главный редактор популярного ресурса об образовании «Мел» Никита Белоголовцев предлагает свои ответы.
К концу учебного года у родителей накапливаются вопросы по поводу учебы ребенка. Кого спросить? Учительницу, директора, родительский комитет? Но их ответы зачастую формальны и не всегда нас устраивают... Несколько молодых людей, недавних учеников и студентов, создали сайт «Мел», который рассказывает родителям о школе интересно, честно и весело.
Psychologies: Сайту полтора года, а ежемесячная аудитория уже больше миллиона, вы стали партнером Московского салона образования. Вы теперь специалист по школе? И я могу вам как эксперту задать любой вопрос?
Никита Белоголовцев: Вы можете мне задать вопрос как многодетной матери с детьми от 7 до 17 лет, которая фанатично интересуется спортом! Именно так меня определяют интернет-алгоритмы. На самом же деле у меня двое еще маленьких детей, но я – да, прошел уже базовый курс погружения в мир российского образования.
И насколько интересен этот мир?
Н. Б.: Сложный, неоднозначный, местами захватывающий! Не так, конечно, как игра моей любимой баскетбольной команды, но тоже вполне драматичный.
В чем его драматизм?
Н. Б.: Прежде всего в уровне родительской тревоги. Этот уровень серьезно отличается от переживаний наших отцов и матерей, или наших бабушек в роли родителей. Иногда он просто зашкаливает. Жизнь изменилась психологически и экономически, скорости другие, модели поведения другие. Я уже не говорю про технологии. Родители боятся не успеть внедрить что-то в своих детей, опоздать с выбором профессии, не соответствовать образу успешной семьи. А образовательные технологии меняются медленно. Или поверхностно. Школа очень консервативна.
«Мел» – сайт для современных родителей. Какие они?
Н. Б.: Это поколение, которое привыкло жить в комфорте: автомобиль в кредит, путешествия пару раз в год, мобильный банк под рукой. Это с одной стороны. С другой – лучшие кинокритики им разъясняют все про авторское кино, лучшие рестораторы – про еду, продвинутые психологи – про либидо... Мы достигли определенного уровня жизни, выработали свой стиль, обзавелись ориентирами, знаем, где и что нам авторитетно и дружелюбно прокомментируют. И тут – бац, дети идут в школу. А про школу спросить буквально не у кого. Никто сегодняшним родителям весело, иронично, интересно и конструктивно (как они уже привыкли) про школу не рассказывает. Только пугают. К тому же предыдущий опыт не работает: ничего из того, чем пользовались наши родители – ни в качестве стимула, ни в качестве ресурса, – сегодня для образования практически не годится. На все эти трудности накладывается еще и эпоха масштабных преобразований. Ввели ЕГЭ – и знакомый алгоритм «учеба – выпускной – вступительный – вуз» мгновенно сбился! Начали объединять школы – всеобщая паника. И это только то, что на поверхности. Теперь родитель, как та сороконожка, начинает сомневаться в элементарном: дитя принесло двойку – наказывать или нет? В школе 10 кружков – в какой пойти, не промахнувшись? Но еще важнее понять – менять ли вообще родительские стратегии, во что, грубо говоря, вкладываться? Для ответов на такие вопросы мы и создали «Мел».