Ресурсы / Книги
Библиотерапия
Перверсии
Сержио Бенвенуто
«Наши защитные механизмы требуют отнестись к этой теме с тревогой и даже отвращением, ведь перверсии – нечто из области патологии, – рассуждает психоаналитик Андрей Россохин1. – Однако у пытливого читателя возникнет ряд вопросов. Должна ли любая перверсия быть излечена? Кем станет человек, освободившийся от своих перверсий? Не превратится ли он в разумное социальное «Я», способное получать удовольствие лишь от точного следования правилам и законам? Или живая сексуальность всегда включает первертные фантазии, без которых мы не можем быть по-настоящему творческими и получать глубинное наслаждение?
Я люблю говорить, что личность всегда сексуальна. В контексте замечательной книги итальянского психоаналитика Сержио Бенвенуто она еще и первертно сексуальна. Перверсии – такая же дверь в бессознательное, как и сновидения. Детально описывая мрачные и деструктивные первертные состояния, автор утверждает, что любые признаваемые нормальными сексуальные отношения представляют собой соединение взаимных перверсий. Читателю будет нелегко с этим согласиться. А как же слияние душ? Приводя в качестве примера Пикассо, Сержио Бенвенуто описывает процесс создания картины как интеграцию образов, смыслов, идей, взятых из разных контекстов. Следуя этой аналогии, в полноценном сексуальном акте успешно сосуществуют разноуровневые прегенитальные фазы сексуальности, каждая из которых в отдельности в пределе становится той самой мрачной перверсией. Психоаналитик сравнивает перверсию с разрозненными аккордами, которые благодаря усилиям музыканта превращаются в гармоничную музыку. Суть перверсий изначально состоит в желании использовать другого в качестве инструмента для получения наслаждения. Но в зрелых любовных отношениях комбинация перверсий доставляет взаимное удовольствие. Это источник любопытства и удивления, присущих нашему полному безграничных фантазий детскому первертному «Я».
1. Андрей Россохин, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» НИУ ВШЭ.
Перевод с английского Елены Маркевич. Скифия-принт, 280 с., 550 руб.*
Психотерапия
Доктор и душа. Логотерапия и экзистенциальный анализ
В. Франкл
В главном труде психотерапевта, философа Виктора Франкла сформулировано понятие воли к смыслу и идеи логотерапии. Эти идеи прошли суровую проверку на прочность: два года нацистских концлагерей. Из них Виктор Франкл вынес убеждение, что и в страданиях можно обрести смысл. Книга выходит в переводе, сделанном с немецкого оригинала (первое российское издание 1997 года было переводом с английского перевода). Цитировать ее можно с любого места, но пусть будет это: «Вопреки всем общественным оковам личной свободы, у человека остается последняя свобода как-то формировать свое бытие-в-мире. Есть множество примеров, зачастую героических, которые доказывают, что человек и в такой ситуации все-таки «может по-другому», что он не обязан подчиняться всемогущим с виду закономерностям уродования души».
Альпина нон-фикшн, 338 с., 479 руб.
Замещающий ребенок
М. Поро
У Винсента Ван Гога был брат, которого звали так же и который умер еще до рождения второго Винсента. Такой же брат-двойник был и у Сальвадора Дали. Оба художника знали и помнили о брате-предшественнике и пытались бороться с его призраком, обитавшим в их воображении. Такое бывает не только с гениями. Почти все дети, которые родились после смерти брата или сестры, чувствуют себя так, словно заняли, пусть и не по своей воле, место, которое по праву принадлежит другому. О том, как они справляются (или нет) с этой ситуацией, рассказывает психотерапевт Морис Поро, почетный профессор клинической психиатрии Университа Клермон-Ферран, приводя примеры из практики, из истории и литературы. Он также объясняет, какие две важнейшие психологические задачи предстоит выполнить родителям: работу горя после смерти одного ребенка и работу принятия после зачатия второго, чтобы он стал не «замещающим» ребенком, а самим собой.
Когито-Центр, 211 с., 540 руб.
За живой гештальт
К. Наранхо
Психотерапевт и писатель Клаудио Наранхо размышляет о гештальт-терапии – той основе, на которой он создал свой метод, объединив психотерапевтические практики с трансперсональными. В центре его внимания оказывается «отец гештальта» Фриц (Фредерик) Перлз, с которым он был знаком лично. Считать ли равновеликими фигуры автора и героя? Как бы мы ни ответили, сам Клаудио Наранхо смотрит на Перлза с уважением, но без почтения. «Заслуга Перлза в том, что он озвучил многие новаторские идеи своего времени – хотя неверно, что его терапия возникла на базе применения этих идей – скорее, он воспользовался ими в форме пропаганды». Наранхо указывает на противоречия в теории гештальта и пути их разрешения и обсуждает такие неожиданные аспекты, как «психоделический дух» гештальта: «самой характерной парадигмой гештальта является доверие к безумию».