Как говорить о современных технологиях и неудобном прошлом с разными возрастами

ForbesРепортаж

Пространство для рефлексии о прошлом: как Лидия Лобанова развивает Музей криптографии

Лидия Лобанова — директор Музея криптографии, который уже полгода работает в Москве. Forbes Woman узнал у нее, как говорить о современных технологиях и неудобном прошлом с посетителями разных возрастов, зачем при создании культурной институции консультироваться с подростками и ждать ли нового «железного занавеса»

Степан Бальмонд

Лидия Лобанова (Фото DR)

В декабре 2022 года в Москве открылся Музей Криптографии. В его коллекции можно найти не только шифровальные машины, подслушивающие устройства, средства связи и предметы из арсенала шпионов, но и, например, письмо заключенного — в советские годы в этом же здании несколько лет функционировал закрытый исследовательский институт, в котором работали осужденные. Forbes Woman поговорил с директором Музея Криптографии Лидией Лобановой о том, как говорить сегодня о неудобном прошлом, как технологии помогают наладить диалог между поколениями и как в этом помогает опыт работы с подростками.

— До Музея криптографии вы занимались модернизацией Политехнического музея, а в 2018 году запустили образовательный проект для подростков «Каскад». Как появилась эта программа и что с ней происходит сейчас?

— Над «Каскадом» я работала вместе с Сашей Хейфец: мы познакомились в 2016 году, когда занимались Политехническим музеем. В тот момент я отвечала за методический центр и работу с детьми и подростками, а Саша — за коммуникационные проекты. Саму программу мы придумали, когда решали одну из задач для Политехнического музея, а именно — как привлечь в музей ребят 12–17 лет.

Тогда, в 2018 году, было понимание, что подростки в основном в музеи ходят в составе организованных групп — со школьными учителями или семьей. До средней школы они посещают эти места более-менее активно, а потом происходит какой-то пробел — и желание бывать в музее у детей почему-то пропадает. Мы стали углубляться в работу с подростками и пришли к выводу, что им предъявляют очень много претензий — что они «не активны», «ничего не хотят», «ничего не делают» и вообще «не такие, как старшее поколение». Ими всегда все недовольны, и при этом же на них огромная нагрузка — «выбери будущее», «сдай ЕГЭ», «поступи в университет», — а в 13–14 лет это не совсем те задачи, которые им хочется решать, особенно теми способами, которые советуют взрослые.

В те же годы вышло большое лонгитюдное исследование четырех американских музеев, которое доказало, что программы для подростков помогают им лучше встраиваться в общественную жизнь, развивать креативное и критическое мышление, строить карьерную траекторию. Изучив все это, мы решили, что хотим сделать программу проектного обучения на базе музея — когда ребята не слушают что-то пассивно, а работают с контентом музея или галереи, со специалистами, даже могут создавать в этих культурных институциях свой продукт.

«Каскад» запустился в сентябре 2018 года, когда проектная деятельность стала частью школьной программы. Мы полагали, что ребята смогут защитить свои проекты в школе, но темы, которые они выбирали, не слишком вписываются в образовательную программу: им интересны исследование личных границ, буллинга, отношений с собой и обществом. От школ мы получили обратную связь: такие темы слишком далеки от рамок образовательный программы. Мы решили работать напрямую с подростками и создавать такое сообщество, которое будет видеть в культурных институциях свое место, будет готово создавать там свои проекты.

Когда мы стартовали, подростковые программы были в основном у крупных музеев: Пушкинского, Политеха и других. То есть у тех, у кого достаточно много ресурсов, кто может привлечь классных взрослых экспертов, обеспечить участников пространством и материалами. Я про это говорю довольно неприятную фразу: «У богатых детей снова елка». Мы себе поставили противоположную задачу: сделать программу такой, чтобы ее можно было повторить, масштабировать в каждом райцентре — везде, где есть школа и подростки, выставочный зал и креативная «соль земли» — свои художники, поэты. Я сама выросла в поселке, где даже школы не было. Очень хотелось сделать что-то рабочее за пределами Москвы.

Лидия Лобанова (Фото DR)

— Как этот опыт помогал в создании Музея криптографии?

— Создавать музей с нуля мне помог прошлый опыт. Политех дал мне большую мечту о лучшем научном музее. Раньше я не задумывалась о дефиците больших научно-технических музеев у нас в стране. С Политехом же я погрузилась в эту систему и поняла, что это огромное пространство для работы, где много чего можно развивать. Так появилась мечта о совершенно новом технологичном музее.

Работая с подростками, я увидела, что у них сегодня отсутствует пространство, в котором они могли бы говорить и делать. Они существуют между школой и дополнительными секциями, а третьего места, где они могут жить и выражать себя, нет — и получается, что тебе нужно ждать какого-то совершеннолетия и свободы, чтобы начать что-то пробовать.

Вообще, в работе с подростками мы коснулись лишь вершины айсберга. Не только у подростков нет места, не только подросткам нельзя. Мы живем в культуре запретов — сюда не ходи, тут не стой, здесь тише, руками не трогать. Мы хотели создать принципиально другой музей. У нас была молодежная команда, у нас был совет по доступности — мы хотели сделать музей для людей. Но на самом деле мы хотели больше: мы хотели создать музей, в котором можно быть автором, можно быть номер один, можно быть в праве. Это все — про возвращение человеку авторства и субъектности. Про возвращение чувства собственного достоинства. И это невероятный дефицит сегодня.

Года два назад нас с Сашей Хейфец позвали на круглый стол в ВШЭ про проектное обучение. Все эксперты обсуждали, как важно работать с реальным заказчиком над реальным техзаданием. Тогда мне пришла в голову мысль: сначала в школе тебе вообще ничего нельзя делать не по программе, а потом тебе нужно делать что-то по желанию и заказу кого-то, и нет такого момента, когда заказчик — это ты сам. Но вообще-то мир «собран» такими же людьми, как я, как ты, и это твой выбор — делать что-то, менять что-то или не делать. Эта идея — что в 13–18 лет уже можно создавать ту реальность, в которой ты живешь, — лежит в основе «Каскада». Эту идею я забрала в будущую работу над Музеем криптографии. Человек — в центре процесса, и он не зритель, он соавтор.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест

Где и почему сохраняется традиция продажи невест

Forbes
12 лучших современных черно-белых фильмов 12 лучших современных черно-белых фильмов

Монохромная гамма еще не ушла из кинематографа

Maxim
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
Курс на позитив Курс на позитив

Почему нам так нравится страдать и как обернуть уныние в свою пользу

Лиза
«Не могу забыть бывшую»: самое честное руководство, как действовать в таком случае «Не могу забыть бывшую»: самое честное руководство, как действовать в таком случае

Постараться вернуть девушку или двигаться дальше?

Playboy
Кто охраняет Меган Маркл, Бейонсе и других звезд - самые крутые телохранители Голливуда Кто охраняет Меган Маркл, Бейонсе и других звезд - самые крутые телохранители Голливуда

Искать компанию звездам не приходится - рядом всегда будет бодигард

VOICE
Электрокапсула впитала жидкость и простимулировала желудок свиньи Электрокапсула впитала жидкость и простимулировала желудок свиньи

Ученые разработали проглатываемую капсулу, которая стимулирует желудок током

N+1
Вылетаем сегодня! Почему мы совершаем незапланированные поездки? Объясняют ученые Вылетаем сегодня! Почему мы совершаем незапланированные поездки? Объясняют ученые

Социологи рассказали, как влияют на нас спонтанные траты

Вокруг света
Кремль раскритиковал проект закона о праве регионов решать судьбу бездомных животных Кремль раскритиковал проект закона о праве регионов решать судьбу бездомных животных

ГПУ высказало критические замечания к законопроекту о бездомных животных

Forbes
В ритме танца В ритме танца

5 простых танцевальных упражнений для подтянутой фигуры

Лиза
Почему Анды такие высокие? Ученые заглянули внутрь Земли, чтобы ответить, и вот что они выяснили Почему Анды такие высокие? Ученые заглянули внутрь Земли, чтобы ответить, и вот что они выяснили

Узнать, как растут горы, мы можем благодаря науке

Вокруг света
Никита Ефремов: «Нужно признать: зависимость сильнее, чем я» Никита Ефремов: «Нужно признать: зависимость сильнее, чем я»

Никита Ефремов — очень тонко чувствующий и ранимый человек

Maxim
Как зарабатывать больше денег? Надо изучать философию в университете! Как зарабатывать больше денег? Надо изучать философию в университете!

Специалисты по философии зарабатывают больше денег, чем многие их сверстники

ТехИнсайдер
«Краткая история равенства» «Краткая история равенства»

Рассказ о том, как человечество, не смотря ни на что, стремилось к равноправию

N+1
Отвлекаем внимание Отвлекаем внимание

4 приема в интерьере, которые помогут скрыть ошибки дизайна

Лиза
Геологи посчитали глобальную толщину и плотность коры Марса Геологи посчитали глобальную толщину и плотность коры Марса

В среднем марсианская кора намного толще земной или лунной

ТехИнсайдер
Как общаться с человеком, который все время спорит? Как общаться с человеком, который все время спорит?

Возможно ли вообще добиться конструктивного диалога со спорящим собеседником?

Psychologies
Маразм крепчал Маразм крепчал

Долгое правление довело лидера до смирительной рубашки

Дилетант
Какие горячие напитки были популярны на Руси? Какие горячие напитки были популярны на Руси?

Ирина Кирилина рассказала, чем утоляли жажду на Руси

Культура.РФ
Запретов больше нет Запретов больше нет

Ешь углеводы даже на диете! Лови список продуктов для похудения

Лиза
10 самых крутых и диких русских злодеев в голливудских фильмах 10 самых крутых и диких русских злодеев в голливудских фильмах

Самые известные русские злодеи в голливудских фильмах

Maxim
Почему женщины живут с нарциссами: 4 причины — не занимайтесь самообманом Почему женщины живут с нарциссами: 4 причины — не занимайтесь самообманом

Мы собрали четыре разновидности самообмана партнеров нарциссов

Psychologies
Парк открыт Парк открыт

Любые сложности стоят роскошных ландшафтов национальных парков России

Новый очаг
Лягушек впервые застали за кормлением нектаром и заподозрили в опылении растений Лягушек впервые застали за кормлением нектаром и заподозрили в опылении растений

Ромбоглазые квакши из Бразилии оказались любительницами нектара

N+1
Хорошая мать = счастливая мать: как ею стать? Хорошая мать = счастливая мать: как ею стать?

Отрывок из книги «Путь материнства. Рождение силы»

Psychologies
Другая вода и почти нет кислорода: чем манит ученых «голубая дыра» глубиной 274 м на дне океана? Другая вода и почти нет кислорода: чем манит ученых «голубая дыра» глубиной 274 м на дне океана?

Содержимое этого гигантского конуса расскажет о древней Земле

Вокруг света
«Я стала более открытой» «Я стала более открытой»

Она принадлежит к тому типу актрис, которые «взрослеют» довольно долго

OK!
«Ушац», покоривший Париж: как советский мем вошел в историю и что он значит «Ушац», покоривший Париж: как советский мем вошел в историю и что он значит

«Ушац»: не просто набор букв, а советский мем с историей

VOICE
За хлебом тоже можно выходить красиво: как оставаться собранной в любой ситуации - гид от стилиста За хлебом тоже можно выходить красиво: как оставаться собранной в любой ситуации - гид от стилиста

Нет, не только модели выглядят отлично, пока просто гуляют по городу

VOICE
Что посмотреть в ближайшем зарубежье: Киргизия, Армения, Грузия Что посмотреть в ближайшем зарубежье: Киргизия, Армения, Грузия

Раскрываем явки и пароли по Киргизии, Армении и Грузии

РБК
Открыть в приложении