Дух русского рока: как Балабанов выбирал саундрек для фильма «Брат»
Режиссера Алексея Балабанова русский рок интересовал весьма относительно. Он был поклонником классического английского рока, и как человек увлекающийся, освоил бас-гитару и играл в студенческой группе. О взаимоотношениях Балабанова с музыкой и создании фильмов «Брат» и «Брат-2» в книге «БРАТ. Незабытый герой» рассказывают сценарист Андрей Захарьев и киножурналист Михаил Володин.
Соединить два мира, музыкальный и бандитский, — обычно именно с этих слов начинается рассказ о том, как зародился «Брат». Интерес Балабанова к музыке начал складываться еще в подростковом возрасте: он не раз вспоминал, как увлекся роком и однажды чуть даже не вылетел из школы за сломанную гитару (раскрутил отверткой дорогой чешский инструмент из школьного инвентаря, за что родителей вызвали к директору, а самого Алексея едва не исключили). Любовь к музыке формировалась у Балабанова под влиянием общения со студентами архитектурного университета и членами свердловского рок-клуба — участниками групп «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс», «Р-Клуб», «Настя», среди которых были Вячеслав Бутусов, Егор Белкин и Настя Полева. Балабанов сразу загорелся снять про них кино и сделал это по возвращении из армии, став ассистентом режиссера на Свердловской киностудии (с трудоустройством помог отец, главный редактор отдела научно-популярных фильмов) и студентом Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве, экспериментальной мастерской «Авторское кино» Льва Николаева и Бориса Галантера.
Денег на съемки было мало, и те выделяли студентам-кинооператорам на подготовку курсовых работ. Первые короткометражные ленты Балабанова «Раньше было другое время», «У меня нет друга», «Настя и Егор» были, по сути, учебными экзерсисами оператора. Но Балабанов предложил не просто отрабатывать технические приемы, а делать это со смыслом, с историей, со сценарием. И взял сюжетную часть в свои руки, превратив эти короткометражки в полудокументальные и полупостановочные зарисовки того времени. Нередко писал сценарий за одну ночь, постоянно снимал непрофессиональных актеров, при этом добиваясь невероятной убедительности происходящего на экране. Он показывал новое поколение, которое, оказывается, живет по своим правилам: