Что такое язык ненасилия и почему он важен

ForbesПсихология

Просто «неприятность»: как нельзя говорить о насилии и какие слова лучше использовать

Анастасия Бабичева

Фото Sydney Sims / Unsplash

За последнее десятилетие в России проблема насилия вышла в публичную плоскость и обросла собственным вокабуляром. Часто термины вызывают негативную реакцию: кажется, что непонятные слова специально придумали и «намеренно выпячивают». Эксперт по проблеме насилия и помогающая специалистка Анастасия Бабичева объясняет, что такое язык ненасилия и почему он важен — специально для Forbes Woman.

Почему язык имеет значение?

О том, что язык влияет на состояние человека, знали всегда: «словом можно ранить». Даже уголовная ответственность за клевету и административная за оскорбления — то есть за слова — совсем не новое явление. Сегодня общество уделяет большое внимание вопросам физической и психологической безопасности человека, и наука о психотравме подтверждает значимость в том числе слов. Один из основателей науки о травме, известнейший психиатр Бессел ван дер Колк в своих лекциях говорит о том, что травма как явление «была всегда», просто в какой-то момент она попали в поле зрения: «Я думаю, это произошло в тот момент, когда общество стало достаточно безопасным и достаточно предсказуемым, чтобы люди начали обращать внимание на то, что травма не является необходимой частью жизни каждого».

То, как мы говорим о проблеме насилия, может существенно влиять на психологическое состояние — наше собственное и собеседников. Особенно если у кого-то есть личный опыт насилия (в той или иной роли — переживали, видели, применяли). А такой опыт, по мнению специалистов, есть у многих. Неаккуратное или неточное слово может не просто ранить, но и стать триггером, спровоцировать реакцию флешбэка или даже привести к повторной травматизации. С другой стороны, использование эвфемизмов при обсуждении насилия тоже может быть вредно.

«Тот, кого нельзя называть»

Произнести или услышать само слово «насилие» может быть тревожно. Поэтому его часто прячут за формулировками «со мной кое-что случилось», «тут такое дело», «я не хочу это вспоминать». Однако избегание только усиливает страх и ощущение беспомощности, как в «Гарри Поттере»: «Тот, кого нельзя называть».

Но что если использовать менее тревожные слова? Вместо «насилия» говорить «конфликт» или «неприятность». Вместо «избил» — «подрались». А вместо «изнасилование» — «секс». Увы, такие подмены очень опасны. Называть насилие «неприятностью» — значит, занижать серьезность проблемы. А это всегда реальный ущерб и потенциальная опасность для психического благополучия, здоровья и порой для жизни человека, ведь при назывании насилия «конфликтом» возникает критическая ошибка мышления, которая слишком часто не позволяет закончить насильственные отношения. А еще это классическая манипуляция, когда убеждают, что ничего серьезного не происходит, ведь конфликты бывают у всех. Но насилие и конфликт — это принципиально разные формы взаимодействия.

Слова «бьет», «избивает» могут усиливать страх и тревогу, но слово «подрались» в качестве замены тоже не подходит, так как насилие всегда неравноправно и неравносильно. Даже «драка» или «стычка» предполагают гораздо больше равноправия — равных сил, возможностей, участия. Но в реальном насилии об этом не идет и речи. А еще «неприятность» и «драка» сильно обесценивают опыт человека, пережившего реальное насилие или побои. Такое обесценивание напрямую усугубляет травму: невозможно преодолеть насилие и его последствия, если это всего лишь «дело житейское». Поэтому важно называть вещи своими именами.

По той же причине «изнасилование» никак нельзя назвать «сексом»: между этими двумя явлениями — пропасть, а на кону порой возможность продолжать жить дальше.

«Я только этого и заслуживаю»

Тема насилия часто заряжена стыдом, например за пережитый опыт. Или виной — например, за совершенное или несовершенное действие. Чувствуя стыд или вину, люди начинают думать: «что с меня взять, я такой/такая навсегда», «ничего не изменить», «я только этого и заслуживаю», «я только на это и способен/способна». И если при этом они слышат слова «жертва» или «насильник», выхода не остается.

Ведь «жертва» — это навсегда: навсегда пассивная, навсегда объект. А еще «жертва» — это как будто только про женщин. Мужчины как будто не могут быть «жертвой»: и язык, и традиционные роли («сильный», «неуязвимый») отрицают такую возможность. Но можно ли отрицать тот факт, что мужчины тоже переживают насилие? Это было бы недостоверно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В зоне комфорта В зоне комфорта

Оксана Акиньшина – о том, почему так и не получила актерского образования

Cosmopolitan
Посмотрите на затонувшие корабли Японии и США: история битвы за Мидуэй! Посмотрите на затонувшие корабли Японии и США: история битвы за Мидуэй!

Фотографии и видео обломков битвы за Мидуэй

ТехИнсайдер
Что делают психологи, чтобы радоваться жизни: 4 совета Что делают психологи, чтобы радоваться жизни: 4 совета

Психологи рассказывают о том, что помогает им сохранять позитивный настрой

Psychologies
Новая этика: почему в России может быть востребован опыт сталинских судов чести Новая этика: почему в России может быть востребован опыт сталинских судов чести

Что такое суд чести и почему он начинает воскресать в России?

Forbes
Что делать, если централизованного отопления недостаточно: 6 лайфхаков, как утеплить квартиру Что делать, если централизованного отопления недостаточно: 6 лайфхаков, как утеплить квартиру

Как сделать из своей квартиры теплое и уютное местечко без лишних затрат

ТехИнсайдер
Как во Франции десятилетиями строят замок Геделон, используя методы XIII века! Как во Франции десятилетиями строят замок Геделон, используя методы XIII века!

Примечательно здание строят по лекалам средневековья уже около 25 лет

ТехИнсайдер
Ударная техника Ударная техника

Классная клюшка может вывести вас на новый уровень игры. Как их изготавливают?

Robb Report
Метаморфозы спутника Метаморфозы спутника

Как изменились представления о Селене со времен «Незнайки на Луне»

Вокруг света
Suzuki показала четвероногий электрический квадроцикл Suzuki показала четвероногий электрический квадроцикл

Электрический квадроцикл может ездить по дорогам и ходить по лестницам

N+1
Лунная гонка. История поражений и побед Лунная гонка. История поражений и побед

Самое время вспомнить основные вехи нелегкого пути изучения нашего спутника

Наука и техника
5 способов, которыми Китай пытается поднять рождаемость 5 способов, которыми Китай пытается поднять рождаемость

Какие меры по содействию бракам и повышению рождаемости реализует Китай

Inc.
Венеция солнцеликая Венеция солнцеликая

Готовность к шутке, веселой импровизации, к общению – черта итальянцев

Знание – сила
Почему нам кажется, что в комнате кто-то есть, когда в ней пусто Почему нам кажется, что в комнате кто-то есть, когда в ней пусто

Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что в пустом доме с вами кто-то есть

ТехИнсайдер
«Обучение служением» | Service Learning «Обучение служением» | Service Learning

Мировой тренд «Обучение служением» приходит в Россию

Позитивные изменения
Акико Ёсано: поэтесса, которая смело говорила об ущемлении прав женщин в Японии Акико Ёсано: поэтесса, которая смело говорила об ущемлении прав женщин в Японии

Акико Ёсано хлестко высказывалась о невидимом труде женщин и материнстве

Forbes
Как женщины-операторы борются со стереотипами о «мужской профессии» Как женщины-операторы борются со стереотипами о «мужской профессии»

Женщины-операторы: как они выбрали путь и с какими препятствиями сталкиваются

Forbes
Коллективизация прошлого Коллективизация прошлого

«Полезное прошлое»: как придумывали историю СССР

Weekend
Северяне под Нарвой Северяне под Нарвой

Весной 1919 года для красного Петрограда возникла первая угроза

Дилетант
Многоженство и бытовое насилие: против чего выступают феминистки Узбекистана Многоженство и бытовое насилие: против чего выступают феминистки Узбекистана

Феминистки Узбекистана о защите женских прав и силе консервативных традиций

Forbes
«Я не герой и не повод для жалости»: история чемпионки России по танцам на колясках Нурсины Галиевой «Я не герой и не повод для жалости»: история чемпионки России по танцам на колясках Нурсины Галиевой

Как Нурсина Галиева стала чемпионкой по танцам, несмотря на диагноз

VOICE
Индикаторы болезней Индикаторы болезней

Как здоровье зубов влияет на состояние всего организма

Лиза
Ты — то, чем себя окружаешь: как жилое пространство влияет на нас? Ты — то, чем себя окружаешь: как жилое пространство влияет на нас?

Почему место проживания может как возвысить до небес, так и разрушить жизнь?

VOICE
Сохранить написанное Сохранить написанное

Что позволяет сохранить написанное для потомков?

Знание – сила
Отодвинь подальше Отодвинь подальше

10 продуктов, которые стоит ограничить после 30 лет

Лиза
Никто не виноват. Стратегия жизни с неизлечимым генетическим заболеванием Никто не виноват. Стратегия жизни с неизлечимым генетическим заболеванием

Как жить семье, в которой есть человек с неизлечимым генетическим заболеванием

СНОБ
Сергей Безбородов: «Продолжим строить бизнес по собственным правилам» Сергей Безбородов: «Продолжим строить бизнес по собственным правилам»

Сергей Безбородов вспоминает о рождении компании Qtec

РБК
Большая музыка Большая музыка

Слава Мэрлоу — о слагаемых хита и отличии музыки XX века от современной

Правила жизни
Philosofiya для начинающих Philosofiya для начинающих

Стилист-явление София Philosofiya Бурнашева врывается в фэшн-чат

Собака.ru
«Взрослых не бывает»: Памела Друкерман о том, как полюбить себя в любом возрасте «Взрослых не бывает»: Памела Друкерман о том, как полюбить себя в любом возрасте

Глава из книги «Взрослых не бывает» об отношениях с детьми

Forbes
Мария Лотта Мария Лотта

Модель-сенсация Мария Лотта смотрит на вас отовсюду

Собака.ru
Открыть в приложении