Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах

Электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов IT-рынка: за 2024 год, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), он увеличился на 41%, почти до 9 трлн рублей. В то же время, по некоторым оценкам, доля поддельной продукции по отдельным категориям на маркетплейсах превышает 40%. Однако власти не поддержали предложения бизнеса о внедрении механизмов защиты правообладателей на маркетплейсах в рамках законопроекта о платформенной экономике. Устойчивый рост числа споров на почве продажи контрафакта говорит о том, что существующего регулирования недостаточно, убежден управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев.
Невероятно, но контрафакт
В числе индустрий, которые чаще всего сталкиваются с контрафактом на маркетплейсах, — анимационная отрасль, книгоиздатели, производители электроники, детских товаров, косметики и многие другие. Сейчас есть механизмы защиты правообладателей (Гражданский кодекс), позволяющие им предъявлять претензии и иски к лицам, распространяющим контрафакт, а также устанавливающие исключительную подсудность в Мосгорсуде по делам о защите исключительных авторских и смежных прав. Но для обращения в суд с требованием остановки продаж (обеспечительные меры) необходимо предъявить претензию. Срок ответа на нее составляет 30 дней (статья 1252 Гражданского кодекса). Общий же срок рассмотрения искового заявления в суде о блокировке карточки контрафактного товара может занимать до полугода и больше.