Автоюристы больше не нужны?
При спорах по ОСАГО автомобилистов будет защищать финансовый омбудсмен. Он должен помогать пострадавшим в ДТП получить компенсацию без суда
С 1 июня 2019 года вступил в силу закон, позволяющий решать споры по ОСАГО (а также ДСАГО и каско) в досудебном порядке. В этом гражданам будет помогать уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования, проще говоря – финансовый омбудсмен. Его обязанности будут такими же, как и у уполномоченных по защите прав людей, детей или предпринимателей, но в другой сфере.
Обратиться к омбудсмену сможет любой гражданин с претензией к страховой компании, если с момента возникновения спора прошло не более трех лет и по которому гражданин еще не обращался в суд.
Закон о «правозащитнике» был принят в сентябре 2018 года, а на новую должность назначили Виктора Климова – бывшего депутата Госдумы и нынешнего члена центрального штаба Общероссийского народного фронта ОНФ. Рассказываем, чем он будет заниматься и как теперь можно добиться справедливой компенсации.
Как было раньше
Если клиент не был удовлетворен выплатами (или качеством ремонта авто) страховой компании по ОСАГО, то он мог попытаться договориться со страховщиком или сразу пойти в суд. В большинстве случаев люди сразу выбирали второй вариант, поскольку первый практически никогда не приводил к положительному результату. Зачастую граждане обращались к платным автомобильным юристам, которых страховое лобби называло «мошенниками».
Как стало теперь
С начала лета в случае недостаточной компенсации за разбитый автомобиль клиент не может сразу обращаться в суд. Теперь необходимо действовать следующим образом.
• Неудовлетворенный размером компенсации клиент направляет письменное или электронное заявление (претензию) страховщику;
• Страховщик удовлетворяет требования (тогда вопрос закрыт) либо отказывается пересматривать размер выплаты (или не ответил в срок до 30 дней);
• Во втором случае клиент имеет право попросить помощи у омбудсмена. Это можно сделать через официальный сайт финансового уполномоченного;
• Финансовый омбудсмен рассматривает спор в течение 15 дней (с возможностью продления на 10 дней);
• Финансовый омбудсмен удовлетворяет требования клиента (тогда вопрос закрыт) либо поддерживает страховщика;
• Во втором случае клиент имеет право обратиться в суд в течение 30 дней.
То есть если раньше водитель мог сразу нанять себе юриста и пойти в суд, то теперь для начала ему нужно попробовать решить спор напрямую со страховщиком , а затем – при помощи финансового омбудсмена.
Зачем это нужно?
Во-первых, такая схема снизит нагрузку на судебную систему и органы власти. Например, в 2016 году в суды поступило свыше 420 тысяч жалоб на страховщиков, а в 2017-м – еще почти 400 тысяч. Десятки тысяч обращений также приходили в Центральный банк РФ, который курирует рынок ОСАГО.
Во-вторых, омбудсмен будет бесплатным, если к нему обратится непосредственно пострадавший. Поэтому, если клиент не станет доводить дело до суда, он сможет не тратиться на адвокатов.
В-третьих, меньше издержек будет и у страховых компаний. Например, если споры будут решаться с помощью омбудсмена, то никаких штрафов, которые бывают в суде, они не заплатят. А ведь доля таких издержек в структуре расходов страховых очень велика. Как сообщает Российский союз автостраховщиков, «по состоянию на 1 января 2019 года, за год, прошедший с 1 января 2018 года, сумма взысканных судами со страховщиков накладных расходов (к ним относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки, оплаты экспертиз и т.п.) составила 18,6 млрд рублей, что на 23% превышает сумму основного требования (15,2 млрд рублей)». При этом около 70% этих трат приходится на выплаты, связанные с законом о защите прав потребителей, то бишь штрафы и компенсацию морального вреда. Президент РСА Игорь Юргенс ранее заявлял, что большая часть денег по итогам судебных разбирательств оседает в карманах недобросовестных автоюристов. С появлением обмундсмена это должно измениться.
«Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас, благодаря натуральному возмещению, их число снизилось почти в два раза – с почти 400 тыс. штук в 2017 году до примерно 200 тыс. в 2018», – говорит Игорь Юргенс.
В период до 2021 года финомбудсмен станет помогать не только по ОСАГО, но и остальным видам страхования, а также при конфликтах с банками, микрофинансовыми организациями, негосударственными пенсионными фондами и ломбардами.
Фото: Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»; DepositPhotos/Fotodom.ru; Семен Саливанчук/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl