Правильный счет: можно ли доверять скидкам в «черную пятницу»?
В этом году «черная пятница» — день (а чаще несколько дней) больших скидок — приходится на 24 ноября. Пока вы складываете последние желанные товары в виртуальные корзины на маркетплейсах, спешим рассказать, какие маркетинговые приемы работают в «черную пятницу», а главное — как их использовать в свою пользу.
Навязчивые рассылки «вы что-то забыли»
Представьте, что после сложного дня на работе вы увидели уведомление о «черной пятнице» в некой «Серебряной груше» и решились на небольшой дофаминовый шопинг. Зашли в приложение, посмотрели скидки, добавили в корзину сыворотку и свечи с новогодним запахом — и увидели, что акция действует до конца выходных. Получается, саму покупку можно отложить до утра и принять решение без спешки.
Утром вы выдохнули, выспались и сварили кофе. И нашли в ванной пять сывороток, закупленных впрок на летних распродажах. А в гостиной — четыре свечи и диффузор, которые вы выбрали в прошлом сезоне. Все классные, но все не было повода зажечь. Вы решили открыть и зажечь свечку — и ничего не покупать. Но теперь раз в пару дней телефон показывает уведомление от «Серебряной груши», что вы что-то забыли и вас ждет сыворотка.
Не ведитесь: сыворотки не чувствуют одиночество. А вы ничего не забыли, а приняли рациональное решение. Маркетологи «Серебряной груши» используют персонификацию, чтобы вызвать у вас сострадание к сыворотке и склонить к покупке. Исследователи поведенческой экономики — влияния социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на экономические решения — Канеман и Тверски заметили аффективность людей. И рассказали компаниям, что эмоции стимулируют нерациональные решения. И чем больше вы грустите об одинокой сыворотке и испытываете FOMO, представляя себя со свечами, тем вероятнее купите лишнее.
Что делать? Если вы гуру самоконтроля, то оставьте в корзине пару вещей, которые действительно думаете купить. И запомните или запишите цены — так вы сможете следить за настоящими скидками и купить приятное дешевле. Если вы вообще не собираетесь ничего покупать, то очистите корзину, почистите куки и отключите маркетинговые рассылки в приложении и на сайте. Искушение грушами по-настоящему дьявольское, только когда они висят прямо перед глазами.
Покупка ради бесплатной доставки или подарка
Вы хотите купить поводок для любимой собаки за 3 тыс. рублей, а бесплатная доставка работает при покупке от 4 тыс. рублей. И вместо того, чтобы заплатить 200 рублей за доставку, вы добавляете игрушку за 1,5 тыс. Вы не собирались покупать еще одну игрушку сегодня, но если уж бесплатная доставка, то можно и взять. Бинго, вы потратили 4,5 тыс. вместо 3,2 тыс.! А ведь вашему питомцу игрушка может вообще не понравиться, если пес предпочитает зарядки для телефона и тапочки для гостей.