Авто особого назначения
На чем будут ездить российские чиновники
Власти решили изменить правила использования автомобилей чиновниками. Как этот шаг повлияет на отечественный автопром, каковы особенности моделей транспортных средств из нового списка для госслужащих, разбирались «Деньги».
Шесть марок автомобилей значатся в новом списке Минпромторга, согласно которому сотрудники государственных учреждений теперь могут закупать себе служебные машины. Перечень возглавляет отечественный бренд Lada с пятью моделями: компактным седаном Granta, авто среднего класса Vesta и Vesta SW, а также внедорожники Niva Travel и Niva Legend. Далее идет отечественный бренд «УАЗ» с внедорожниками «Патриот», «Пикап», «Профи», «Хантер», а также полноприводным микроавтобусом СГР. Следующим в списке значится собираемый в Татарстане новый премиальный российский автомобильный бренд Aurus (модели Senat, Komendant). Четвертое и пятое места в списке — за маркой «Москвич» (модели 3, 6 и электрическая 3е) вместе с выпускаемыми под Липецком тремя моделями электрокаров Evolute (I-PRO, I-JOY, I-SKY). Замыкает список китайский бренд Haval с четырьмя кроссоверами Jolion, Dargo, F7/F7x, H9, которые теперь также могут использоваться чиновниками в служебных целях.
От Packard до Aurus
Стандарты формирования автопарка для чиновников в нашей стране имеют давнюю историю, уходящую корнями еще в эпоху зарождения автомобильной промышленности СССР. Массовый выпуск легковых авто начался в СССР в 1930-е годы. Вплоть до середины 1940-х годов четких предписаний о том, какой госслужащий на какой модели может передвигаться, не было. Как известно, Иосиф Сталин какое-то время любил ездить на американском Packard. Глядя на это, представители высших органов власти закупали американские Lincoln, Cadillac, Buick. 29 апреля 1936 года в Кремле Сталину показали первый советский лимузин ЗИС-101, созданный по подобию американского Buick. Конвейерная сборка началась с 18 января 1937 года на Заводе имени Сталина в Москве. Машину стали отправлять в советские обкомы и наркоматы.
После войны иерархия упорядочилась: чиновники высшего ранга ездили на «ЗИСах» — речь о помпезном советском лимузине ЗИС-110, созданном по образу американской модели Packard Super Eight. Служащим среднего звена полагался нижегородский «ЗИМ», для чиновников рангом ниже предназначалась «Победа». Ну а управленцы нижнего звена в райисполкомах ездили на «Москвичах», в сельской местности — на «газиках». Начиная с 1960-х символом верха карьерной лестницы на госслужбе стала модель ГАЗ-13 «Чайка» Горьковского автозавода, которую в 1981-м сменили представительские «ЗИЛы». Для остальных же чиновников основным средством передвижения со временем стала «Волга».
После распада СССР высшее руководство какое-то время по инерции пользовалось отечественными марками. Например, первый президент России Борис Ельцин сперва ездил на бронированном ЗИЛ-41052, но в 1994 году в его гараже появился Mercedes-Benz S500, произведенный в Германии по спецзаказу. Следом на иномарки стали пересаживаться и другие чиновники.
Идея вернуть госслужащих на отечественные автомобили начала возрождаться в конце 1990-х. Тогда бывший губернатор Нижегородской области Борис Немцов после назначения на пост вице-премьера стал инициатором предписаний пересаживать госорганы на российские машины (сам Немцов, например, ездил на «Волге», а мэр Москвы Юрий Лужков использовал модели «Иван Калита» и «Князь Владимир», выпускаемые на АЗЛК). Но в то время чиновники массово на отечественные марки пересаживаться не стали.
В 2000-е годы в России началось массовое производство иномарок, чиновники получили право ездить на локализованных авто марок Ford, Volkswagen, Audi и пр. В 2012 году было объявлено, что в России будет создана своя автомобильная марка, на которую пересядут президент, премьер-министр и другие высокопоставленные госслужащие. Столичное ФГУП НАМИ начало разрабатывать новую линейку машин, получившую название Aurus. В мае 2018 года президент РФ Владимир Путин прибыл на свою инаугурацию на лимузине Aurus Senat. С новой силой о создании перечня положенных чиновникам авто заговорили после объявления западных санкций, когда большинство ведущих мировых автопроизводителей официально остановили свою деятельность в России.