Три формы бытия: как появился и развился искусственный интеллект в фильмах

Правила жизниСобытия

Кино

Три формы бытия: как появился и развился искусственный интеллект в фильмах

Записал Ренат Газизов

Человек был центром вселенной кинематографа с момента появления этого вида искусства. Однако он всегда делил с кем-то кадр: чаще – с себе подобными, реже – с животными. В поисках новых сюжетов режиссеры решили наделить своих героев спутниками или противниками, разум которых отличался от человеческого, что также подстегнуло развитие новых жанров. Сказочные и мифические существа стали героями жанра фэнтези, монстры и мутанты – хорроров, древние боги поселились в пеплумах, ну а жанр научно-фантастического кинематографа поделили инопланетный и искусственный разумы.

У этих фильмов недаром двойное название. Научность помогает автору обосновать придуманные технологии и явления, а фантастичность – представить время (как правило, будущее), когда подобные научные чудеса станут реальностью. Развитый искусственный интеллект, прошедший тест Алана Тьюринга и достигший стадии самосознания, – как раз одно из таких чудес. «Правила жизни» разбираются, как со временем менялся образ искусственного интеллекта в кино.

Форма первая, несовершенная: человекоподобный андроид, дроид или робот

Если верить религиозным трактатам, боги создали человека по своему образу и подобию. Тот, в свою очередь, не стал чинить то, что не сломано, и поместил механический разум в похожее на себя тело. В частности, так поступил один из героев «Метрополиса» (1927) Фрица Ланга, который считается первым фильмом, показывающим искусственный интеллект. Безумный ученый Ротванг создал «совершенного человека будущего – человеко-машину», которая унаследовала свой разум от Марии, жительницы нижнего уровня города Метрополиса. Лже-Мария была облечена в футуристичный доспех, покрывавший все тело. Для изготовления этого костюма был использован специальный пластик, который принимал любую форму, но быстро затвердевал на воздухе.

Такой масштабный грим усложнял съемки, поэтому в последующих научно-фантастических фильмах авторы решили сфокусироваться на внутренних отличиях искусственных созданий от человека. В одной из самых эффектных сцен «Чужого» (1979) Ридли Скотта экипаж космического корабля «Ностромо» узнает, что один из них – андроид. Внешне он ничем не отличается, но его внутренности – причудливое переплетение контролирующих узлов и проводов в соединительной жидкости. Для распознавания репликантов (то есть андроидов) в объединенной вселенной «Чужого» и «Бегущего по лезвию» был создан специальный отряд полицейских. С помощью хитроумных оптико-логических тестов они выявляли преступный искусственный интеллект и устраняли его. Но не все репликанты были мятежниками, некоторые просто хотели жить дольше, чем им отведено корпорацией.

Это был важный этап на пути развития искусственного интеллекта как самостоятельного героя фильмов. Зрители больше не воспринимали его безусловным антагонистом. Это видно на примере легендарного «Терминатора» Джеймса Кэмерона. Если в первом фильме Т-800 был запрограммирован исключительно на уничтожение, то уже в сиквеле та же модель училась у человека юмору, состраданию и самопожертвованию. Несмотря на титановый скелет, искусственные плоть, кожу и кровь, Т-800 удается понять, что значит быть человеком.

Тренд на исследование машиной человеческих эмоций продолжил Стивен Спилберг в своем «Искусственном интеллекте» (2001). Кибернетический мальчик Дэвид, созданный для любви и жизни в семье, отправляется в путешествие по Америке будущего. Он хочет найти способ стать живым, прямо как Пиноккио. По пути он встречает андроида Джо, тоже созданного для любви, но плотской. Оба путешественника выглядят мило и даже кукольно. Их искусственная сущность проявляется лишь в некоторых моментах, когда они снимают маску в виде человеческого лица.

Интересно, что такой подход характерен не только для блокбастеров, но и для независимого кинематографа. В фантастическом триллере «Из машины» (2014) Алекса Гарленда программист и кибернетик Нейтан создает андроида Аву от обратного – он помещает миловидное женское личико на манекен из металла, сервоприводов и плексигласа. В дальнейшем Ава покрывает свое тело искусственной кожей и лаконичной одеждой, чтобы покинуть место своего создания и раствориться в мире людей.

А главный герой драмы Когонады «После Янга» (2021) уже живет в этом мире. Но об этом не догадываются его владельцы, которые приобрели Янга в качестве старшего брата для своей дочери. После того как андроид ломается из-за неизвестной ошибки, глава семьи Джек погружается в банк воспоминаний Янга. Оказывается, что чуткость, забота и любовь прожиты им и стали его собственными. Испытывая привязанность к Янгу, Джек с женой и дочерью считают его частью семьи и скорбят о потере.

Именно эмоции и чувства помогают режиссерам раскрыть живую душу механических конструктов, когда условности жанра предписывают изобразить искусственный интеллект отличным от человека. Этот прием работает и в анимационных и комедийных фильмах. Например, сервисный робот-утилизатор ВАЛЛ-И из одноименного фильма Эндрю Стентона 2008 года больше похож на промышленный механизм. Но когда ВАЛЛ-И влюбляется в робота-исследователя ЕВУ, в его ухаживаниях и безумствах, на которые он способен ради нее, прослеживается поведение влюбленного молодого человека. А Номер 5 из комедии «Короткое замыкание» (1986) и Чаппи из боевика «Робот по имени Чаппи»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глобальная инфляция не отступает Глобальная инфляция не отступает

Помогут ли правила Пола Волкера в эпоху невообразимо дешевых денег

Деньги
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Наталья Зубаревич: «Так, как крутится российский бизнес, ни один бизнес в мире крутиться не может» Наталья Зубаревич: «Так, как крутится российский бизнес, ни один бизнес в мире крутиться не может»

О демографии и перспективах российских регионов в условиях неопределенности

РБК
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
ЧВК «Рюрик» ЧВК «Рюрик»

Около 838 года в поле зрения Византии попали люди, называвших себя русами

Дилетант
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Лечить нельзя исправить Лечить нельзя исправить

Можно ли редактировать геном людей?

ТехИнсайдер
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Откуда температура Откуда температура

Всегда ли нужно сбивать повышенную температуру?

Лиза
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Открыть в приложении