Три формы бытия: как появился и развился искусственный интеллект в фильмах

Правила жизниСобытия

Кино

Три формы бытия: как появился и развился искусственный интеллект в фильмах

Записал Ренат Газизов

Человек был центром вселенной кинематографа с момента появления этого вида искусства. Однако он всегда делил с кем-то кадр: чаще – с себе подобными, реже – с животными. В поисках новых сюжетов режиссеры решили наделить своих героев спутниками или противниками, разум которых отличался от человеческого, что также подстегнуло развитие новых жанров. Сказочные и мифические существа стали героями жанра фэнтези, монстры и мутанты – хорроров, древние боги поселились в пеплумах, ну а жанр научно-фантастического кинематографа поделили инопланетный и искусственный разумы.

У этих фильмов недаром двойное название. Научность помогает автору обосновать придуманные технологии и явления, а фантастичность – представить время (как правило, будущее), когда подобные научные чудеса станут реальностью. Развитый искусственный интеллект, прошедший тест Алана Тьюринга и достигший стадии самосознания, – как раз одно из таких чудес. «Правила жизни» разбираются, как со временем менялся образ искусственного интеллекта в кино.

Форма первая, несовершенная: человекоподобный андроид, дроид или робот

Если верить религиозным трактатам, боги создали человека по своему образу и подобию. Тот, в свою очередь, не стал чинить то, что не сломано, и поместил механический разум в похожее на себя тело. В частности, так поступил один из героев «Метрополиса» (1927) Фрица Ланга, который считается первым фильмом, показывающим искусственный интеллект. Безумный ученый Ротванг создал «совершенного человека будущего – человеко-машину», которая унаследовала свой разум от Марии, жительницы нижнего уровня города Метрополиса. Лже-Мария была облечена в футуристичный доспех, покрывавший все тело. Для изготовления этого костюма был использован специальный пластик, который принимал любую форму, но быстро затвердевал на воздухе.

Такой масштабный грим усложнял съемки, поэтому в последующих научно-фантастических фильмах авторы решили сфокусироваться на внутренних отличиях искусственных созданий от человека. В одной из самых эффектных сцен «Чужого» (1979) Ридли Скотта экипаж космического корабля «Ностромо» узнает, что один из них – андроид. Внешне он ничем не отличается, но его внутренности – причудливое переплетение контролирующих узлов и проводов в соединительной жидкости. Для распознавания репликантов (то есть андроидов) в объединенной вселенной «Чужого» и «Бегущего по лезвию» был создан специальный отряд полицейских. С помощью хитроумных оптико-логических тестов они выявляли преступный искусственный интеллект и устраняли его. Но не все репликанты были мятежниками, некоторые просто хотели жить дольше, чем им отведено корпорацией.

Это был важный этап на пути развития искусственного интеллекта как самостоятельного героя фильмов. Зрители больше не воспринимали его безусловным антагонистом. Это видно на примере легендарного «Терминатора» Джеймса Кэмерона. Если в первом фильме Т-800 был запрограммирован исключительно на уничтожение, то уже в сиквеле та же модель училась у человека юмору, состраданию и самопожертвованию. Несмотря на титановый скелет, искусственные плоть, кожу и кровь, Т-800 удается понять, что значит быть человеком.

Тренд на исследование машиной человеческих эмоций продолжил Стивен Спилберг в своем «Искусственном интеллекте» (2001). Кибернетический мальчик Дэвид, созданный для любви и жизни в семье, отправляется в путешествие по Америке будущего. Он хочет найти способ стать живым, прямо как Пиноккио. По пути он встречает андроида Джо, тоже созданного для любви, но плотской. Оба путешественника выглядят мило и даже кукольно. Их искусственная сущность проявляется лишь в некоторых моментах, когда они снимают маску в виде человеческого лица.

Интересно, что такой подход характерен не только для блокбастеров, но и для независимого кинематографа. В фантастическом триллере «Из машины» (2014) Алекса Гарленда программист и кибернетик Нейтан создает андроида Аву от обратного – он помещает миловидное женское личико на манекен из металла, сервоприводов и плексигласа. В дальнейшем Ава покрывает свое тело искусственной кожей и лаконичной одеждой, чтобы покинуть место своего создания и раствориться в мире людей.

А главный герой драмы Когонады «После Янга» (2021) уже живет в этом мире. Но об этом не догадываются его владельцы, которые приобрели Янга в качестве старшего брата для своей дочери. После того как андроид ломается из-за неизвестной ошибки, глава семьи Джек погружается в банк воспоминаний Янга. Оказывается, что чуткость, забота и любовь прожиты им и стали его собственными. Испытывая привязанность к Янгу, Джек с женой и дочерью считают его частью семьи и скорбят о потере.

Именно эмоции и чувства помогают режиссерам раскрыть живую душу механических конструктов, когда условности жанра предписывают изобразить искусственный интеллект отличным от человека. Этот прием работает и в анимационных и комедийных фильмах. Например, сервисный робот-утилизатор ВАЛЛ-И из одноименного фильма Эндрю Стентона 2008 года больше похож на промышленный механизм. Но когда ВАЛЛ-И влюбляется в робота-исследователя ЕВУ, в его ухаживаниях и безумствах, на которые он способен ради нее, прослеживается поведение влюбленного молодого человека. А Номер 5 из комедии «Короткое замыкание» (1986) и Чаппи из боевика «Робот по имени Чаппи»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глобальная инфляция не отступает Глобальная инфляция не отступает

Помогут ли правила Пола Волкера в эпоху невообразимо дешевых денег

Деньги
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
«Мы располагаем технологическими и экономическими возможностями для того, чтобы покончить с бедностью» | “We Have the Technological and Economic Means to End Poverty“ «Мы располагаем технологическими и экономическими возможностями для того, чтобы покончить с бедностью» | “We Have the Technological and Economic Means to End Poverty“

Интервью с профессором Джеффри Саксом

Позитивные изменения
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Экономика будущего глазами футурологов | Economy of the Future Through the Eyes of Futurologists Экономика будущего глазами футурологов | Economy of the Future Through the Eyes of Futurologists

Дискуссия экспертов журнала «Позитивные изменения»

Позитивные изменения
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
Как включить голову Как включить голову

Почему важно учить ребёнка критически оценивать информацию

Здоровье
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Субботы терпкий вкус Субботы терпкий вкус

Рисовать в Шаббат? Художница Елена Репетур убедилась, что Израиль — страна чудес

Seasons of life
Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием

Получить суточную дозу магния можно, просто добавив в свой рацион эти продукты!

ТехИнсайдер
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно

Как вычислить манипуляцию провокацией и как правильно реагировать на нее

Psychologies
Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Семейные ценности Семейные ценности

«Тюдоры»: хорошая интрига важнее историчности, а легенды сильнее реальности

Дилетант
Мясная альтернатива Мясная альтернатива

Не все повара умеют работать с альтернативными стейками. В чем секреты ремесла?

Bones
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
Открыть в приложении