Подробный гид по азиатскому кинематографу

Правила жизниСобытия

Кино

Записал Ренат Газизов. Иллюстратор Надя Вятчина

Как видят светлое будущее режиссеры Северной Кореи; как отличить японское кино от китайского по положению камеры и о чем поют звезды индийских мелодрам? По просьбе «Правил жизни» наши коллеги из журнала о кино ORNAMENT подготовили и проиллюстрировали подробный гид по азиатскому кинематографу. Заодно снабдив его списком фильмов, которые помогут читателю с ним познакомиться.

Япония

История

Япония познакомилась с кино в 1889 году, когда на пленку были сняты спектакли национального театра кабуки. В каком-то смысле это оказался определяющий для японского кинематографа момент – многие традиции переместились со сцены на экран. Поначалу в стране развивалось только два направления кинематографа: гэндайгэки (фильмы о современности) и дзидайгэки (фильмы с историческими и фольклорными сюжетами).

В 1923 году основным центром производства фильмов становится Киото, и тогда же появляются первые картины в жанре кэнгэки (динамичные фильмы, близкие по ритму к американскому вестерну). Милитаристские настроения 1930-х отражаются в патриотических фильмах, восхваляющих войну и армию. Однако в это же время японские режиссеры делают шаг в сторону мелодрамы. Сентиментальные картины о простом народе и семейных ценностях – сёмингэки – становятся излюбленным жанром японцев.

В начале 1950-х в Японии возникают независимое производство и прокат, которые помогают режиссерам развить стиль «реализма без слез» (ленты об изгоях общества и бедняках). После кинокризиса 1960-х, вызванного широким распространением телевидения и снижением сборов, качество фильмов падает – чтобы привлечь зрителя, режиссеры обращаются к жанрам якудза-эйга (истории об организованной преступности) и пинку-эйга (эротика). Пройдя периоды активного сотрудничества с режиссерами и студиями других стран, расцвета документальных фильмов и бума на социальные ленты, японское кино постепенно становится таким, каким мы его помним в 1990-х и знаем в 2000-х.

Особенности

Большая часть приемов в японском кинематографе взята из театра. Камера зачастую неподвижна, как будто зритель сидит в театре, оператор смотрит на актера анфас и фиксирует его малейшие движения, так как игра глаз и мимика очень важны. Сначала режиссеры часто размещали камеру в 60-80 сантиметрах от пола – на такой высоте находятся глаза человека, сидящего на полу в традиционной позе сэйдза. Эта точка зрения также акцентирует декорации, которые возвышаются над персонажами, как на древних гравюрах укиё-э. В качестве театрального занавеса, разделяющего акты, в японском кино выступает «пустой кадр» без актеров, который ставит точку в повествовании и позволяет привести мысли в порядок. Движение актеров в кадре подчинено одному темпу, что роднит кино с поэзией, а их расстановка редко бывает симметричной, потому что японцы воспринимают симметрию как навязанную красоту. Среди типажей можно выделить два вида героев: татэяку (грозный и храбрый самурай) и нимаймэ (красивый и хрупкий герой-любовник). Первый отвечает исключительно за экшен, второй – за романтику.

Хиты

«Заколка для волос» (1941)
Режиссер: Хироси Симидзу
Комедийная драма о запретной любви в условиях военного времени

«Расёмон» (1950)
Режиссер: Акира Куросава
Исторический детектив о чести самурая, человеческой хитрости и разнице во взглядах

«Годзилла» (1954)
Режиссер: Исиро Хонда
Культовая научно-фантастическая картина, породившая жанр фильмов-катастроф с участием огромных монстров

«Ночь и туман в Японии» (1960)
Режиссер: Нагиса Осима
Политическая драма о личных убеждениях и дружбе студентов-активистов

«Женщина в песках» (1964)
Режиссер: Хироси Тэсигахара
Экранизация философского романа Кобо Абэ об одиночестве, свободе и отношениях в декорациях японской деревни

«Легенда о Нараяме» (1983)
Режиссер: Сёхэй Имамура
Историческая драма о жестоких нравах жителей Японии XIX века

«Призрак в доспехах» (1995)
Режиссер: Мамору Осии
Легендарный киберпанк о смешении реальностей, без которого не было бы «Матрицы»

«Фейерверк» (1997)
Режиссер: Такеси Китано
Криминальная драма о долге перед близкими и неотвратимости смерти

Китай

История

Кино пришло в Китай в 1896 году, когда в стране впервые показали иностранный фильм. Спустя десять лет в прокат вышла первая китайская лента «Битва при Динцзюньшане» – запись отрывка пекинской оперы. Поначалу фильмы были похожи на спектакли – актеры могли надолго застыть и смотреть в камеру. В 1909-м американец Бенджамин Бродский открыл в Китае первую киностудию. Режиссеры еще не выработали свой стиль, и все фильмы походили на Голливуд того времени. Главными темами были революция, коррупция и власть денег.

C 1937-го по 1945-й китайский кинематограф контролировался японскими оккупационными властями и пропагандировал привлекательный образ правительства. После Второй мировой кино начало возрождаться, а самыми востребованными стали патриотические фильмы о национальном спасении. Пришедшие в 1949 году к власти коммунисты национализировали отрасль: продукция Голливуда и Гонконга была запрещена, а новые фильмы сосредоточились на жизни рабочих, крестьян и солдат. Позже в Пекине была открыта киноакадемия, появилась собственная премия «Сто Цветов» и начала развиваться анимация. Но вплоть до 1972 года кино материкового Китая находилось не в лучшем положении, и только после культурной революции авторы снова получили возможность создавать что-то, кроме агиток. Китайские фильмы стали частыми гостями на кинофестивалях, где собирали премии и награды. Невероятно популярными стали мелодрамы о социальных проблемах (scar dramas). Но после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 году либерализацию отменили, цензура в кино усилилась. Повсеместное снижение бюджетов привело к тому, что качество картин упало: съемка зачастую велась на 16-миллиметровую пленку или цифровую камеру, а играли непрофессионалы. В начале 2000-х ситуация стала улучшаться, китайский кинематограф начал производить блокбастеры, которые были интересны и за пределами страны. К сожалению, широкое распространение пиратских DVD не позволило кинорынку развиваться, и до конца 2000-х фильмы после премьеры сразу же появлялись в хорошем качестве на дисках. Государственное преследование пиратов отчасти помогло исправить ситуацию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О чем мы не можем говорить О чем мы не можем говорить

Многим трудно говорить о половых органах, невозможно даже произнести их названия

Psychologies
5 отличных детективов, которые ты мог пропустить 5 отличных детективов, которые ты мог пропустить

5 книг специально для любителей закрученных сюжетов

Maxim
Живая ткань Живая ткань

Как восстанавливают разрушенные войной города

Forbes
Доставка искусства Доставка искусства

Основательницы beauty-пространства Wig Dealers Саша Винер и Катя Архипова

OK!
Политика Политика

Политолог Глеб Павловский подмечает главные тренды в российской политике нулевых

Esquire
В чём разница между психиатром, психологом и психотерапевтом? В чём разница между психиатром, психологом и психотерапевтом?

Всё ещё считаете, что эти профессии ничем не отличаются?

ТехИнсайдер
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Кризис и безработица: что делать, если вас уволили, — почитайте советы психологов Кризис и безработица: что делать, если вас уволили, — почитайте советы психологов

Как обрести устойчивость и найти себя в новых рабочих обстоятельствах?

Psychologies
Взрослый секс Взрослый секс

13 фактов о сексе, которые вас порадуют

Новый очаг
Сьон: «Скугга-Бальдур». Мистическая история современного классика исландской литературы Сьон: «Скугга-Бальдур». Мистическая история современного классика исландской литературы

Отрывок из романа «Скугга-Бальдур», который держит в напряжении до самого конца

СНОБ
10 предметов, которые должны быть в сумке у мужчины 10 предметов, которые должны быть в сумке у мужчины

Полезные мелочи, которые может и не спасут жизнь, но существенно ее облегчат

Maxim
Всеобщее избирательное право снижает политическое насилие Всеобщее избирательное право снижает политическое насилие

Расширение избирательных прав снижает политическое насилие

ТехИнсайдер
Как изменились актеры сериала Как изменились актеры сериала

Как изменились главные актеры популярного российского сериала «Кухня»?

VOICE
Кто был прототипом Маугли из произведения Киплинга? Дина Саничар — индийский мальчик, танцующий с волками Кто был прототипом Маугли из произведения Киплинга? Дина Саничар — индийский мальчик, танцующий с волками

Можно вытащить человека из джунглей, но джунгли из человека — нет

ТехИнсайдер
Тося Чайкина Тося Чайкина

Почему Тося Чайкина не стремится к популярности?

ЖАРА Magazine
96% руководителей больше замечают и ценят работу сотрудников в офисе, а не на удаленке 96% руководителей больше замечают и ценят работу сотрудников в офисе, а не на удаленке

Насколько важно на самом деле находиться в одном офисе с командой?

Inc.
Древний бронированный червь подарил ученым подсказки о событиях, спровоцировавших Древний бронированный червь подарил ученым подсказки о событиях, спровоцировавших

Исследователи обнаружили предка брахиопод, мшанок и форонид

ТехИнсайдер
Как понять, что пальто качественное: 5 признаков, на которые ты должна обратить внимание Как понять, что пальто качественное: 5 признаков, на которые ты должна обратить внимание

На какие нюансы пальто обращать внимание, чтобы купить достойную модель!

VOICE
Как вести частную практику в кризис: рекомендации супервизора для психологов и не только Как вести частную практику в кризис: рекомендации супервизора для психологов и не только

Как оставаться эмоционально устойчивым и сохранять баланс работы и отдыха?

Psychologies
The Guardian: белый шум может стать следующим большим трендом в музыкальной индустрии The Guardian: белый шум может стать следующим большим трендом в музыкальной индустрии

Инфлюенсеры рекламируют белый шум как эффективный способ сосредоточиться

Inc.
Опять что-то задумал Опять что-то задумал

Как менять жизнь вокруг, когда ты «простой русский человек» из глубинки?

Новый очаг
«Нельзя откладывать мечты на потом» «Нельзя откладывать мечты на потом»

Марина Ермошкина, несмотря на молодой возраст — успешная бизнесвумен

OK!
Как открыть банковский счет и получить карту в Казахстане Как открыть банковский счет и получить карту в Казахстане

Как открыть банковский счет в Казахстане

Forbes
Зеленый — новый черный Зеленый — новый черный

Куда заводят мечты об экологичном транспорте?

Men Today
Два по пятьдесят: истории любви длиною в жизнь Два по пятьдесят: истории любви длиною в жизнь

Фотограф Лорен Флейшман встретилась с нью-йоркскими семейными парами

Правила жизни
5 научно обоснованных причин, по которым ультраобработанные продукты опасны для здоровья 5 научно обоснованных причин, по которым ультраобработанные продукты опасны для здоровья

Пять причин, почему ультраобработанные продукты вредны

Inc.
9 книг о музыке, которые стоит прочитать каждому 9 книг о музыке, которые стоит прочитать каждому

Взгляд на музыку с точки зрения нейробиолога и исследование российской поп-сцены

Правила жизни
Ученые из Имперского колледжа Лондона выяснили, как стиль воспитания влияет на вес ребенка Ученые из Имперского колледжа Лондона выяснили, как стиль воспитания влияет на вес ребенка

Как от отношения родителей зависит избыточный вес ребенка?

Inc.
«Нельзя обрезать кутикулу» и еще 4 мифа о маникюре: ты должна о них знать! «Нельзя обрезать кутикулу» и еще 4 мифа о маникюре: ты должна о них знать!

Сколько фактов, которые ты знаешь о маникюре, на самом деле — выдумки?

VOICE
Распутать кавказский узел Распутать кавказский узел

Армения и Азербайджан приближаются к развязке в затяжном поствоенном напряжении

Эксперт
Открыть в приложении