Дочь Валерия Гаркалина вспоминает об отце

Караван историйЗнаменитости

Ника Гаркалина: "Папа всегда добивался того, чего хотел, шел до конца"

Деньги давали папе свободу и возможности, никуда и никогда их не вкладывал. Жизнь показала, что он все делал правильно - на кой черт нужны были бы деньги на старость, которая не пришла?

Алла Занимонец

Фото: Арсен Меметов

апы нет уже год. Многие помнят его и по-прежнему любят, это важно. Для меня и для Тимофея, моего десятилетнего сына, тоже. Я это поняла, когда весной в Ташкенте к нам вдруг подошла незнакомая женщина и спросила: «Вы дочка Валерия Борисовича Гаркалина? Моя семья очень любит все его фильмы». Я заметила, как Тимофей внимательно ее слушал, судя по выражению лица, ему было приятно. У них с дедушкой была своя, особенная связь.

— Валерий Борисович производил впечатление человека, в приоритетах которого были близкие люди, семья, а не карьера. Это так?

— Он действительно нас сильно любил. Когда родился Тимофей, папа снял дачу в Подмосковье и всех туда увез, и бабушку с дедушкой, родителей мамы, и меня с малышом.

Ему хотелось, чтобы мы жили всей нашей большой семьей. Бабушка привезла большой чемодан с фотографиями, думала, что будет вечерами рассказывать мне о родственниках и уже ушедших предках. Но мы так и не раскрыли архив, потому что у бабушки случился инсульт, и следующие несколько лет она проболела. Чемодан бережно храним, но, к сожалению, я ничего не знаю о людях с тех старых фотографий. А папа знал! Он был уникальным человеком, помнил в деталях всю историю маминого рода, но ничего не записывал, хранил в голове.

С внуком Тимофеем, 2012 год. Фото: из архива Н. Гаркалиной

Как-то мы прилетели вместе отдыхать в Израиль и встретились с родственниками по маминой линии, ее самой к тому времени уже с нами не было. Собралось много людей, мы бурно выясняли, кто кому кем приходится, и... запутались. Папа вздохнул и начал подробно рассказывать о каждой из трех линий. Это было удивительно. О своих родственниках папа тоже, разумеется, знал подробности. Но его родители умерли давно, я их не застала.

Всю жизнь папа был близок с тещей и тестем, моими бабушкой и дедушкой. Они друг друга обожали, бабуля с дедулей относились к зятю как к сыну. Мама рассказывала, что в конфликтных ситуациях они всегда занимали его сторону. И после маминой смерти папа навещал их раз в неделю стабильно.

— Ника, вы уже привыкли говорить о Валерии Борисовиче в прошедшем времени?

— Не свыклась... Не произошло принятия его ухода. Не только у меня, но и у всей нашей семьи стойкое ощущение, что он уехал на долгие гастроли. Поскольку отъезды случались часто, мы привыкли к папиному отсутствию. Поэтому до сих пор кажется, что скоро он вернется. Недавно моя дочка Катя, ей всего три года, спросила: «А где дедушка Валера?» Вопрос поставил меня в тупик, я оказалась не готова ответить ребенку что-то внятное. Сказала только, что теперь он вместе с бабушкой Катей... Где — это уже неважно для малыша. Главное, что дочка тоже его помнит.

Летом мы оказались семьей в ресторане, где в меню значился клубничный суп с мороженым, Тимофей сразу его заказал. И сообщил, что так они всегда делали с дедушкой. До сих пор я не стерла в телефоне папин номер. Оставила в категории избранных, с фотографиями. Я работаю недалеко от его дома и раньше, проезжая мимо, звонила ему: «Папа, привет!» До сих пор хочется это сделать, рука сама тянется к телефону. Погрузиться в горе, в тягостную печаль мне не дали дети.

Папы очень не хватает... Хочется как раньше вести с ним долгие серьезные разговоры обо всем, что происходит вокруг, слышать его всегда взвешенные и обдуманные слова. Он — в наших мыслях, в деталях, которыми наполнена жизнь.

Валерий Гаркалин с дочерью Никой, 2006 год. Фото: 7 Дней

— Насколько часто вы обращались к Валерию Борисовичу за советами?

— Всю мою жизнь мы находились в непрерывном общении, созванивались несколько раз в день — и с ним, и с мамой. Если кто-то кому-то не позвонил, значит, что-то случилось. Как-то мы с мужем пошли в посольство, я выключила телефон, а папа забыл о наших планах и с утра начал мне звонить. Разнервничался настолько, что обзвонил всех моих коллег. Пока кто-то не сказал, где мы.

Он звонил и моему мужу, и няне детей, чтобы поинтересоваться, что происходит, все ли в порядке.

Во многом он жил нашей жизнью. При этом нельзя сказать, что это было удушающей родительской опекой. Между нами были здоровые отношения. С доверием друг к другу, с уважением личных границ и свободы. Я никогда не конфликтовала с родителями, не мучила их в свой переходный возраст. При этом не сидела у них на шее, а полагалась на себя. Так они меня воспитали. Когда окончила институт, перебралась из их квартиры в ту, что досталась от прабабушки. Родители спокойно меня отпустили. Мама тут же сделала ремонт, разрушила мою детскую комнату и сделала из нее гостиную.

Это не означало, что каждый зажил своей жизнью. Подруги шутили, что в моей жизни три самых важных человека, и все на П — папа, Паша (муж Ники — актер Павел Акимкин. — Прим. ред.) и Панков Владимир, с которым я работаю почти 20 лет.

Когда мамы не стало, мне пришлось заботиться о папе. Иногда он проявлял беспомощность, даже суп подогреть не мог. Еще при жизни мамы, когда она оказалась в больнице, он поставил тарелку с кашей в микроволновку и... замер. Я поняла, что он не знает, какие кнопки нажимать.

Когда началась пандемия, он очень боялся заболеть и мало куда ходил. Я заказывала ему еду с доставкой на дом. Папе было важно, чтобы я это делала.

— Вам пришлось поддерживать Валерия Борисовича после того, как он остался один?

— Когда мамы не стало, мы переехали к нему и года полтора прожили вместе. При всей своей открытости он был в какой-то степени интровертом. Умел ставить границы дозволенного, без слов показывал, куда впускает меня, куда нет. И не стоило пытаться пройти, если он не хотел.

Когда позволяло время, мы разговаривали обо всем на свете — об искусстве в целом, о спектаклях, о работе друг друга и новых проектах. Вместе ходили на вручение разных премий, выезжали на природу. Нам никогда не было скучно или некомфортно друг с другом. Мой муж с упоением общался с папой, бесконечно учился у него.

Валерий Гаркалин, 1997 год. Фото: Виктор Горячев

— Неужели вы даже не ссорились как представители разных поколений?

— Папа был эмоциональным — и в работе, и в жизни. Легко взрывался и так же легко отходил. А я, признаюсь, бываю очень придирчива, когда дело касается моих детей. Мне казалось, что только я знаю, как с ними нужно обращаться. Папа реагировал бурно: «Я же тебя вырастил!» Ссоры случались, но — фоном. Главными оставались наши любовь друг к другу и уважение. Папа здорово помогал мне с детьми.

Когда родился Тимоша, он совершенно потерял голову! Виду не показывал, приходил домой, молча брал коляску с Тимофеем и шел в парк недалеко от дома. Освобождал меня, давая время отдохнуть. Бесстрашно купал малыша, пока я тряслась от страха что-то сделать не так. Паша в то время работал в крупном проекте в Швейцарии, и папа подключился, помогал.

Когда Тимоша вырос и пошел в школу, папа, если был свободен, забирал его после уроков, покупал внуку что-нибудь вкусное и вообще бесконечно баловал. Их характеры, кстати, очень похожи. Оба упертые!

Папа всегда добивался того, чего хотел, шел до конца. Замечаю, что Тимофей, если ему что-то надо, не сворачивает с дорожки.

Валерий Гаркалин с дочерью Никой и внуком Тимофеем, 2014 год. Фото: из архива Н. Гаркалиной

— Валерий Борисович и с вами был таким же включенным в процесс воспитания?

— Абсолютно! Я родилась до того, как его карьера пошла в гору. Он еще не снимался активно и в театр не мог устроиться. Тот период жизни оказался для него тяжелым в профессиональном смысле. И легким — в отцовстве. Мама рассказывала, что он увлеченно мной занимался: гулял, играл, кормил, купал. Когда я стала постарше, он водил меня по музеям, читал мне книжки, часто не по возрасту. Например, Борхеса. Ну кому еще придет в голову читать маленькому ребенку философские тексты? А папа читал, и я уверена, что это повлияло на меня самым лучшим образом.

А потом, когда к нему пришла популярность, он работал без конца и без начала. Мы стали меньше проводить времени вместе. Тем не менее оставались близкими людьми, папа ухитрялся быть в курсе моей жизни. Хотя однажды забыл, что я уже поступила в институт, и утром спросил, не опоздаю ли в школу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Семчев: Александр Семчев:

Александр Семчев поделился новостями о своей актерской карьере и жизни

Караван историй
Большие перемены, разбитые мечты и отречение короля: какие предсказания сделал Нострадамус на 2023 год Большие перемены, разбитые мечты и отречение короля: какие предсказания сделал Нострадамус на 2023 год

Ряд пророчеств Нострадамуса относят к 2023 году. Чего же нам ждать?

VOICE
Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
Лидер, кризис и команда: интервью с управляющим директором группы компаний «Летим» Александрой Борисовой Лидер, кризис и команда: интервью с управляющим директором группы компаний «Летим» Александрой Борисовой

Александра Борисова — о том, способен ли кризис помочь стать сильнее

СНОБ
Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке

Актриса Театра на Бронной Вера Майорова-Земская — уникальный свидетель эпохи

Коллекция. Караван историй
Крушение «Белого корабля» Крушение «Белого корабля»

Тайны династического кризиса в Англии

Вокруг света
Сергей Жуков. Наивный мишка Сергей Жуков. Наивный мишка

Сергей Жуков: «Нет, все девчонки-юбчонки останутся в прошлом»

Коллекция. Караван историй
«Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке «Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке

«Сердце пармы» — просто блокбастер про князя из XV века или нечто большее?

Правила жизни
Ты что творишь? Ты что творишь?

«Татлер» заглянул в мир художника Евгения Антуфьева

Tatler
Киберэтика: как общаться в Интернете, чтобы не стать жертвой Киберэтика: как общаться в Интернете, чтобы не стать жертвой

Как не стать жертвой интернет-троллей и что делать, если это произошло

Maxim
Мария Порошина. Быть мамой непросто Мария Порошина. Быть мамой непросто

Мария Порошина: У меня нет права, да и времени на уныние или отчаяние

Караван историй
Почему вирусы могут вызвать воспаление кишечника — и при чем тут наши гены Почему вирусы могут вызвать воспаление кишечника — и при чем тут наши гены

Обычная вирусная инфекция может вызвать воспалительное заболевание кишечника

TechInsider
Что мешает нам исцелить детские травмы: 5 препятствий Что мешает нам исцелить детские травмы: 5 препятствий

Далеко не всем выпало счастье расти с принимающей и любящей мамой

Psychologies
Дворцы Его Величества: полный гид по недвижимости Карла III Дворцы Его Величества: полный гид по недвижимости Карла III

Новый британский монарх уже успел получить наследство

Forbes
«Все мои болевые точки находятся в семье» «Все мои болевые точки находятся в семье»

Наталия Мещанинова про наблюдения в Стране чудовищ

Weekend
Киберспорт-мобайл. Какие мобильные игры пробились в мир «большого спорта» Киберспорт-мобайл. Какие мобильные игры пробились в мир «большого спорта»

Во что поиграть, чтобы стать чемпионом?

Цифровой океан
Электронные помощники водителя. Насколько они нужны? Электронные помощники водителя. Насколько они нужны?

Что именно в машине требует столько чипов, и нельзя ли без этого обойтись?

Цифровой океан
9 токсичных привычек, из-за которых слабеют тело и дух 9 токсичных привычек, из-за которых слабеют тело и дух

Как справиться с вредными привычками

Maxim
«Королева змей»: как Екатерина Медичи прокладывала путь к королевскому трону «Королева змей»: как Екатерина Медичи прокладывала путь к королевскому трону

Как «Королева змей» показывает одну из самых могущественных женщин XVI века

Forbes
Ветряки с вертикальной осью оказались эффективнее солнечных батарей в 1,5 раза! Ветряки с вертикальной осью оказались эффективнее солнечных батарей в 1,5 раза!

Новая разработка для улавливания энергии ветра на крыше

TechInsider
5 популярных психологических советов, которые можно смело игнорировать 5 популярных психологических советов, которые можно смело игнорировать

Могут ли психологические советы устаревать?

Psychologies
Руки делают Руки делают

Для героев этого проекта хобби – не просто увлечение

Новый Очаг
5 роковых женщин из классической литературы 5 роковых женщин из классической литературы

Один взгляд фатальной красавицы может разбередить душу

Maxim
Без паники. Как принимать взвешенные решения, когда вас захлестывают эмоции Без паники. Как принимать взвешенные решения, когда вас захлестывают эмоции

Как преодолеть панику и начать мыслить разумно

Inc.
Норвежские ученые выяснили, что одиночество может удвоить риск развития диабета Норвежские ученые выяснили, что одиночество может удвоить риск развития диабета

Как связаны одиночество, бессонница, депрессия и диабет?

Inc.
На золотой волне На золотой волне

По сути, это квартира с функционалом загородного дома

SALON-Interior
Ученые из Великобритании рассказали, как проходить 10 тыс. шагов в день, чтобы получить максимум пользы Ученые из Великобритании рассказали, как проходить 10 тыс. шагов в день, чтобы получить максимум пользы

Есть ли какой-то специальный способ ходить, как мы должны это делать?

Inc.
10 худших и самых редких суперкаров всех времён 10 худших и самых редких суперкаров всех времён

Представляем вам десятку редких суперкаров, которые являются одними из худших

TechInsider
«Поверьте, вы не одиноки»: как Черчилль, Довлатов, Стравинский и другие выдающиеся люди учились верить в лучшее «Поверьте, вы не одиноки»: как Черчилль, Довлатов, Стравинский и другие выдающиеся люди учились верить в лучшее

Довлатов, Ремарк, Черчилль — их цитаты помогут вам пережить это непростое время

Правила жизни
Стивен Фрай: 10 мыслей о любви, депрессии и смысле жизни Стивен Фрай: 10 мыслей о любви, депрессии и смысле жизни

Самые яркие и небанальные цитаты из книг и интервью Стивена Фрая

Psychologies
Открыть в приложении