Каким получился новый роман Пелевина «KGBT+» и стоит ли его читать
Осенью 2022 года Виктор Пелевин иронизирует над законодательством об иноагентах, высмеивает Оксимирона и Прилепина, атакует телеграм-каналы, которые попытались его деанонимизировать, и остро высказывается об СВО. О новом романе рассуждает Игорь Кириенков
В отдаленном будущем на Земле наступила зеленая эра. Люди перемещаются по городам в телегах. Патриархат низвержен, что радикально повлияло на легально допустимые сексуальные практики и, шире, место мужчин в обществе. Все человечество оснащено имплантами, с помощью которых корпорация Transhumanism Inc. жестко контролирует публичный дискурс. Элита передала свои мозги в лондонское подземное хранилище и управляет миром из банок. На месте России возникло Доброе Государство, где совсем недавно сменилась власть, которая теперь ведет борьбу с иноагентами — так называемыми рептильными влиятелями. Главный герой романа — Кей, или KGBT+. Он — успешный вбойщик, зачитывающий перед многотысячной толпой ритмичные монологи. Эти речевки должны заразить слушателей нужной заказчику — Доброму Государству или Transhumanism Inc., что на каком-то глубинном уровне более-менее одно и то же, — идеей. В мемуарах Кей рассказывает предысторию своих знаменитых монологов-вбоек и раскрывает подоплеку секретной операции, стоившей ему 82 лет в американской тюрьме, где его перевоспитывал Хороший Русский, афро-еврейский рэпер Айпак Шакур. Повествование перемежается мемами — короткими советами, которые должны помочь молодому вбойщику обрести покой и волю.
В августе в телеграм-каналах анонсировали, что нового Пелевина в этом году не будет. Представим, что писатель действительно пропустил бы ход, ограничившись переизданием романа «S.N.U.F.F.» (2011) — антиутопии, в которой в Уркаине разворачивается гражданская война, спровоцированная элитами Бизантиума. Молчание одного из крупнейших современных авторов, приучившего читателя к известной регулярности, наверняка было бы воспринято как выразительный жест, указывающий на ненормальность происходящего. Пауза позволила бы и самому автору дождаться, когда вязкая ситуация на фронте и в тылу сменится чем-то более определенным, — и предложить ультимативное осмысление того, что случилось с родиной и с ними.
Ожидания не оправдались. Новая книга — получившая иронично-безвкусное название и по обыкновению отталкивающую обложку — вышла. Хочется сказать: как ни в чем не бывало.