«Женщинам важно объединяться»: как кризисные центры укрывают жертв домашнего насилия
С 25 ноября по 10 декабря ежегодно проходит международная кампания 16 дней против насилия. В этом году в честь нее 16 кризисных центров запустили сайт, чтобы совместно заниматься фандрайзингом. Forbes Woman рассказывает, как эти организации проводят анонимные консультации, предоставляют пострадавшим конспиративные квартиры, собирают пожертвования, чтобы помогать другим — и как можно помочь им самим.
66% россиянок, убитых с 2011-го по 2019 год, погибли в результате домашнего насилия, а за последние два года этот показатель увеличился до 71,7%. В отсутствие в России закона о профилактике семейно-бытового насилия, который до сих пор не внесен на рассмотрение в Госдуму, благотворительным организациям приходится самостоятельно оказывать непосредственную помощь женщинам в кризисных ситуациях.
С 25 ноября по 10 декабря проходит международная кампания «16 дней против насилия». В этом году в честь нее 16 российских кризисных центров запустили сайт, на котором можно больше узнать об этих организациях, а также сделать пожертвование, стать волонтером или помочь другим способом. Сайт продолжит работать и после того, как акция закончится, участники проекта надеются, что к ним присоединятся и другие центры помощи женщинам. Мы узнали, как они работают, на какие средства существуют и в чем особенность оказания помощи в разных регионах.
Безопасная квартира
Убежищем для женщины может стать обычная городская квартира. Такая «безопасная квартира» есть в Нижнем Новгороде — ее в конце 2020 года открыл Нижегородский женский кризисный центр (НЖКЦ). Это три изолированных комнаты, в каждой из которых может расположиться до трех человек. В 2021 году в квартире жили 22 женщины, в 2022 — 12 женщин.
«Принять под опеку женщину центр может только после ее личного звонка или сообщения: если к нам обращаются родственник или подруга, мы уговариваем их попросить саму пострадавшую связаться с нами. Нам необходимо добровольное согласие человека», — рассказывает сотрудница НЖКЦ Дарья Кутанова.
Поселиться в шелтере женщина может без денег и даже без паспорта. Например, если ее документ порвал супруг, и она готова получить справку, удостоверяющую ее личность. Но при заселении нужен минимальный набор санитарных справок: флюорография и анализ крови, подтверждающий отсутствие кожно-венерических заболеваний. Однако, по словам сотрудников, пока у центра не было случаев, чтобы женщину не заселили из-за болезни. Но если обнаружится туберкулез, предоставить убежище центр не сможет. Все сложные случаи разбираются на комиссии, чтобы оценить риски.
В квартире женщины живут в среднем два-четыре месяца, но если сотрудники центра понимают, что подопечной нужно остаться в убежище подольше, ее никто не выгонит. Также центр помогает женщинам найти работу и при необходимости покупает им продукты. «Безопасная квартира — это не место, где можно пожить, потому что денег нет, а место, где реально можно спрятаться, потому что тут и родственники не найдут», — говорит Кутанова.
Для проживающих в квартире есть несколько правил. Бытовые — не употреблять алкоголь, не курить и не принимать наркотики — и касающиеся безопасности: нельзя никому сообщать адрес квартиры и продолжать общение с абьюзером. Адрес убежища НЖКЦ знают всего несколько сотрудников — это юрист и психолог, которые консультируют скрывающихся женщин, администратор квартиры и еще пара занимающихся заселением работников. Чтобы сохранить секретность, при заселении женщине выдают новую анонимную SIM-карту, а для безопасности в общих помещениях и при входе расположены камеры видеонаблюдения. Также квартира оснащена тревожной кнопкой.