Правила идеальных отношений: возможно ли счастье по инструкции?
С каждым годом психологи открывают все новые секреты счастливого брака. Теперь построить крепкие отношения должно быть проще, но статистика говорит об обратном. Похоже, соблюдения рекомендаций недостаточно и секрет в чем-то другом.
«Раньше было проще»?
Нас восхищают эти пары: вместе живут уже целую жизнь, а по-прежнему держатся за руки. Как же это у них получается? Может быть, им известен особый секрет долговечного брака? Но они лишь улыбаются в ответ: нет, мы живем как умеем…
Раньше было проще. Не то чтобы лучше, но проще: брак супругов не был ни воплощением любви, ни способом самореализации. Оплот религиозного и социального порядка, он был прямо предназначен для продолжения рода и заключения имущественных союзов. Вот, собственно, и все. Никакого особого пыла страсти (ну разве что повезет), зато удобство и, возможно, привязанность. Но лишь до тех пор, пока на одного из супругов внезапно не обрушивалась любовь — как это случилось с Анной Карениной, госпожой Бовари и героинями других романов.
На определенном этапе развития общества разумное и скучное устройство брака, существовавшее века, не выдержало тех ударов, которые посыпались на него один за другим: легализация развода, движение за женское равноправие, желание женщин получать наслаждение в сексе, наконец, эффективная контрацепция… Так взошла заря новой эры — эры браков по любви.
В поисках идеальной любви
«Еще вчера никто о ней не думал, сегодня же любовь для супругов стала обязанностью, — пишет философ Паскаль Брюкнер в своем язвительном эссе „Брак по любви потерпел крах?“. — Мы перешли от одной догмы к другой: брак по расчету теперь „не то“, лишь взаимные чувства — залог благоденствия. Супружество было темницей — мы разрушили ее и отныне тюрьму „идеальной любви“ носим уже внутри себя».
Только не надо думать, что мы хотим вернуться в те времена, когда союз заключали семьи жениха и невесты! Но факт остается фактом: любовь внесла в жизнь пары иррациональность, заставила нас идеализировать другого и проецировать на него свои желания. А вслед за тем пришла и тревога: как поддержать эту алхимию чувств, над которой мы не властны?