Историк-медиевист Михаил Майзульс — как в Средние века использовали цвет

ForbesРепортаж

«Позорная стигма»: историк Михаил Майзульс о том, как в Средневековье помечали врагов

Наталья Ломыкина

Михаил Майзульс (Фото DR)

В новой книге «Воображаемый враг» историк-медиевист Михаил Майзульс рассказывает о том, как средневековые живописцы маркировали на своих полотнах «чужих» — иноверцев, людей другой расы и просто тех, к кому с недоверием относилось средневековое общество. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина поговорила с Майзульсом о том, как в Средние века использовали цвет и другие детали — и о том, дожили ли средневековые практики до наших дней.

Как дать понять людям, что перед ними враг? Искусство Средневековья знало множество способов: «врагам» рисовали синие или черные лица, пририсовывали экзотические тюрбаны и колпаки. Их изображали с крючковатыми носами, с рыжими волосами, со злобными гримасами. «Враги» носили желтые одежды и флаги с летучими мышами и скорпионами.

Историк-медиевист Михаил Майзульс, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Средневековье», в своей новой книге «Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии» показывает, как с XII по XVI века конструировался образ врага, и как отверженных соотносили с «отцом лжи» — дьяволом. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина поговорила с Михаилом Майзульсом о том, как работали механизмы стигматизации в Средние века; как возникшие тогда приемы перешли в плакаты и карикатуры Нового времени — и что из придуманного в Средневековье по-прежнему работает в наши дни.

Отделить иудеев от христиан

— Как вы выбрали сюжет новой книги?

— Я руководствовался одним — собственным любопытством. Я давно занимаюсь сюжетами, связанными со средневековой демонологией, образами иноверцев, приемами демонизации, связкой между страхом и смехом. Мне хотелось собрать эти сюжеты воедино. А «Альпина нон-фикшн» дала такой шанс.

Был карантин, и я написал текст о средневековой иконографии иноверцев, чтении знаков и опасной силе воображения. Но он оказался слишком объемным, и мы решили разделить его на три книги. Первая «Между Христом и Антихристом», посвященная «Поклонению волхвов» Иеронима Босха и иконографическим «аномалиям», которых так много в его трактовках привычных церковных сюжетов, вышла в 2021 году. Вторая, «Воображаемый враг», появилась несколько месяцев назад. Третью сейчас готовят, и я надеюсь, хватит бумаги и типографской краски, и она тоже будет опубликована. «Воображаемый враг» посвящен знакам, с помощью которых с XII по XVI века на изображениях маркировали и демонизировали иноверцев: иудеев, мусульман и древних язычников. Третья книга идет чуть дальше. В ней я рассказываю о реакции зрителей на подобные образы, о насилии над изображениями и о различных иконоборческих практиках.

— То есть изображение врага имеет такую силу, что само становится враждебным?

— Во многих средневековых рукописях фигуры демонов, язычников, еретиков и других негативных персонажей были кем-то ослеплены, обезличены или целиком выскоблены, размазаны или вырезаны. Тем самым владельцы манускриптов или их читатели выражали свою ненависть или старались защититься от их опасного взгляда.

Не только в Средние века, но и в другие эпохи люди взаимодействуют с изображениями множеством разных способов: окуривают благовониями и соскабливают с них краску, целуют и сжигают. Образы вызывают у зрителя эмоции: любовь, ненависть, страх, а часто все чувства одновременно. Чтобы понять, какую роль изображения играют в обществе и зачем их вообще создают, важно изучать религиозные и политические ритуалы, в которые они вовлечены.

В книге «Воображаемый враг» две части: описание непосредственно изображений и вещей более символичных — например, цвета. Расскажите подробнее, как устроена книга.

— Книга разделена на две части по типам знаков, которые чаще всего применяли в средневековой иконографии для маркировки и демонизации Другого. Есть знаки вещественные, созданные руками человека: головные уборы и одежды определенного цвета или покроя, нашивки и значки, флаги и гербы. Предметы, которые демонстрируют статус человека, говорят о том, кто он, выносят ему оценку. А есть знаки телесные: уродство или анимализация черт лица, чернота кожи, агрессивная мимика, непристойные жесты. Тело в статике и в динамике. С их помощью средневековые художники и скульпторы тоже отделяли христиан от иноверцев, праведников — от грешников. У каждого из этих знаков была своя история. Какие-то из них существовали только в католической иконографии, в мире изображений. Другие применялись и в реальности — их можно было увидеть на одеждах иудеев, мусульман или изобличенных еретиков, которые ходили по улицам средневекового города. И я хотел показать, как мир изображений и мир юридических практик, инструментов контроля, переплетались друг с другом.

Можете привести еще примеры?

— Вспомним о еврейских нашивках: 1215 год, IV Латеранский собор принимает решение о том, что иудеи и мусульмане, живущие в католических королевствах, должны быть маркированы. Чтобы «добрые католики» сразу понимали, что перед ними чужаки и не вступали с ними в недозволенные, в том числе сексуальные, связи.

Но как именно их пометить? В деяниях собора об этом сказано не было. Вопрос был оставлен на усмотрение местных властей — церковных и светских. Где-то эти знаки так и не появились, где-то были введены очень быстро, где-то — спустя десятилетия и даже столетия. Выглядели они по-разному. В одних странах были головные уборы особого покроя — я о них еще скажу. В других — нашивки на одежду. В Англии — две полоски из светлого пергамена или светлой ткани. Они представляли скрижали Моисеевы — один из главных символов Ветхого Завета и иудейского закона, который активно применялся в католической иконографии. Во Франции, а позже во многих городах Германии и Италии ту же роль играли круги или кольца разных цветов. Желтые, красные, красно-белые…

Иудеи, которые и так подвергались притеснениям со стороны христиан, разумеется, не хотели, чтобы каждый встречный понимал, кто они. Официально такие знаки не задумывались как позорные, но по факту часто играли такую роль. Если ты носишь еврейский знак, ты становишься уязвим перед насмешками, проклятиями, а порой и прямым насилием. Нашивки были инструментами контроля над иноверцами и способом отделить их от христианского большинства.

Законодательные тексты дотошно регламентировали, как эти знаки должны выглядеть, какого должны быть размера, где их следует пришивать и как носить: только на улице или в доме тоже, с какого возраста. Сами иудеи от них, естественно, пытались уклониться, откупиться, скрывали их под одеждой.

Вслед за одеждой нашивки появились и на изображениях. Но важно, что с ними представляли не только иудеев из современности, но и еврейских антигероев евангельской истории — например, книжников и фарисеев, которые обвиняли Христа и требовали его казнить. Этот знак был перенесен в далекое прошлое — в эпоху, когда он, само собой, еще не существовал. Так зрителю-католику напоминали о том, что иудеи, которые живут бок о бок с ним, — потомки «богоубийц»; что они такие же; что их следует сторониться.

Для средневекового искусства в этом смешении времен не было ничего удивительного. Анахронизм — где-то стихийный, где-то намеренный и просчитанный — одна из его характерных черт. Потому древнеримские воины на стольких изображениях были экипированы как средневековые рыцари, а Иерусалим эпохи Христа выглядел как североевропейский город с готическими шпилями и черепичными крышами. С чем это сравнить? Представьте современный фильм о Ледовом побоище 1242 года, а там новгородские воины одеты в форму красноармейцев, а ливонские рыцари — в форму Вермахта. Переплетение элементов из разных времен, которое соотносит прошлое с настоящим, интерпретирует древние конфликты в свете недавних. Многие средневековые изображения примерно так и строились.

Желтые звезды и аватары в соцсетях

Можно ли проследить, как визуальный образ появляется, начинает расцветать и использоваться дальше, и как из придуманного становится фактом?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными

Суд признал права франчайзи продавать не только товары франчайзера

Forbes
«Страна Саша»: честное кино о современных подростках, детстве без отца и взрослении «Страна Саша»: честное кино о современных подростках, детстве без отца и взрослении

Фильм «Страна Саша» — многогранное высказывание о природе нового поколения

Forbes
Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина

Режиссер Алексей Мартынов — о необходимости в какой-то момент опираться на себя

РБК
5 самых опасных мифов о ЗОЖ: ты никогда не похудеешь, если веришь в них! 5 самых опасных мифов о ЗОЖ: ты никогда не похудеешь, если веришь в них!

Есть принципы здорового образа жизни, которые все слепо следуют, а зря

VOICE
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
Мауро Колагреко: «Исследуйте землю» Мауро Колагреко: «Исследуйте землю»

Разговор с шеф-поваром, собравшим три звезды Michelin

Bones
Археологи обнаружили в Гнёздове серебряный плетеный позумент Археологи обнаружили в Гнёздове серебряный плетеный позумент

Элемент одежды древнерусской знати нашли на месте разрушенного в X веке кургана

N+1
Как развитие метавселенных повлияет на стриминг? Как развитие метавселенных повлияет на стриминг?

Какое влияние окажут метавселенные на индустрию потокового онлайн-вещания?

ТехИнсайдер
Менеджеры развития ребенка, или Миф о современном родительстве Менеджеры развития ребенка, или Миф о современном родительстве

Что делать, если ты думала, что боишься детей, но на самом деле боишься другого?

СНОБ
6 моментов в сериале «Оби-Ван Кеноби», которые упустили 99% зрителей 6 моментов в сериале «Оби-Ван Кеноби», которые упустили 99% зрителей

Лишь только настоящие фанаты «Звездных войн» способны их заметить!

Maxim
Что делать если не нравятся овощи: лайфхаки правильного питания Что делать если не нравятся овощи: лайфхаки правильного питания

Что делать, если хочется правильно питаться, а овощи совсем не нравятся?

ТехИнсайдер
Как выбрать внешний накопитель: практические советы и рекомендации Как выбрать внешний накопитель: практические советы и рекомендации

Какие характеристики внешних накопителей особенно важны, и как их подобрать

CHIP
«Я понимал, что многое снимаю «в стол»: фотограф Сергей Борисов о цензуре и свободе «Я понимал, что многое снимаю «в стол»: фотограф Сергей Борисов о цензуре и свободе

Фотограф Сергей Борисов — об андеграунде и чутье на тренды

Forbes
Не только слушать, но и слышать: как и зачем развивать эмпатию Не только слушать, но и слышать: как и зачем развивать эмпатию

Эмпатия — способность понимать чужие эмоции, чувства и потребности

Forbes
Прошедшее будущее Прошедшее будущее

10 вещей, которые Пьер Карден сделал в моде первым

Weekend
Технологии минувшей эпохи: как работали пейджеры, дисководы и dial-up-модемы Технологии минувшей эпохи: как работали пейджеры, дисководы и dial-up-модемы

Вспоминаем ушедшие технологии, оставившие неизгладимый след в наших сердцах

CHIP
Китайская компания SMIC разработала чипы по современной 7-нм технологии Китайская компания SMIC разработала чипы по современной 7-нм технологии

Казалось, что Китаю не удастся "опуститься" ниже 10-нанометровой технологии

ТехИнсайдер
История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге История одного здания: особняк Брусницыных в Петербурге

Особняк купцов Брусницыных — таинственный дом с зеркалом Дракулы в Петербурге

Культура.РФ
Isuzu MU-X. Максимально близко к идеалу Isuzu MU-X. Максимально близко к идеалу

Простой и крепкий внедорожник Isuzu MU-X, которого нам не хватало

4x4 Club
Японские однопокровницы отрастили удочки для привлечения опылителей Японские однопокровницы отрастили удочки для привлечения опылителей

Один из видов однопокровниц привлекает грибных комаров с помощью отростка

N+1
Как устроены протезы для мозга и на что они способны? Как устроены протезы для мозга и на что они способны?

Сейчас протез руки не воспринимается как нечто экзотическое. А как насчет мозга?

ТехИнсайдер
Не ешь — козленочком станешь Не ешь — козленочком станешь

7 самых опасных ягод в лесу

Лиза
Машинное обучение и технология AR в ритейле: миф или реальность Машинное обучение и технология AR в ритейле: миф или реальность

Работа магазина – это большой механизм, в котором есть место новым технологиям

ТехИнсайдер
Потрясающие новые снимки Джеймса Уэбба: новорожденные звезды, сталкивающиеся галактики и горячие экзопланеты Потрясающие новые снимки Джеймса Уэбба: новорожденные звезды, сталкивающиеся галактики и горячие экзопланеты

Уэбб снял новые изображения галактик и туманность Киля

ТехИнсайдер
Экономический бумт Экономический бумт

Пять кризисных эпох в истории дореволюционной России

Правила жизни
20 игр для детей в путешествии 20 игр для детей в путешествии

Дорога пролетит незаметно, если устроить с ребенком интересную игру

Лиза
Почему полиаморные отношения подходят не всем: 3 причины Почему полиаморные отношения подходят не всем: 3 причины

С какими трудностями сталкиваются люди, отказавшиеся от моногамных отношений?

Psychologies
Муза автора боится Муза автора боится

«Люся»: Иван Твердовский о природе творчества

Weekend
Как построить карьеру в науке и медицине и преодолеть стереотипы о возрасте Как построить карьеру в науке и медицине и преодолеть стереотипы о возрасте

Четвертая серия сериала, посвященная победителям номинации «Наука и технологии»

Forbes
Это вам не одуванчики: 5 самых опасных растений России, о которых должен знать каждый Это вам не одуванчики: 5 самых опасных растений России, о которых должен знать каждый

Ядовитые растения, которые встречаются в России практически везде

ТехИнсайдер
Открыть в приложении