«Магнит» вырастил вешенку
Компания запустила крупнейший в стране центр по выращиванию этих грибов
В конце прошлого года ритейлер собрал первый урожай на новом комплексе в Краснодарском крае. Помимо вешенки, на предприятии будут выращивать опята и шиитаке. Мощность производства составит 1 тыс. т грибов в год. Инвестиции оцениваются в 1 млрд руб., окупить которые инвестор рассчитывает не более чем за шесть лет . Среди рисков проекта — нехватка кадров и медленно растущий спрос.
В декабре 2022 года «Зеленая линия» (принадлежит розничной сети «Магнит») собрала первый товарный урожай вешенок в новом Центре выращивания грибов в Краснодарском крае. Также здесь будут производить опята, шиитаке и другие виды экзотических грибов — в совокупности около 1 тыс. т грибов ежегодно. Компания уже владеет одним из крупнейших в стране предприятий по выращиванию культивируемых шампиньонов, которое было запущено на Кубани еще в 2017 году. Тогда пресс-служба ритейлера сообщала, что комплекс является одним из немногих в стране, где осуществляется полный цикл производства: от заготовки соломы для компоста до упаковки готовой продукции. Его мощность превышает 7 тыс. т грибов в год. Благодаря данному предприятию доля продаж шампиньонов собственного производства в магазинах розничной сети ежегодно растет и уже приблизилась к 70 %.
Объем инвестиций в проект составил 1 млрд руб., сообщала пресс-служба администрации Краснодарского края на этапе запуска комплекса. По словам губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, ввод нового предприятия позволит создать более 80 новых рабочих мест. В свою очередь, администрация региона оказала проекту значимую поддержку, в частности, было подписано соглашение, которое позволяет применить для нового предприятия льготу по налогу на имущество. А при поддержке федерального Минсельхоза компания смогла привлечь льготный инвестиционный кредит на строительство Центра.
Показатели проекта «Зеленая линия»
По выращиванию вешенки
1 тыс. т — мощность
1 млрд руб. — инвестиции
6 лет — срок окупаемости
Вернуть вложения можно быстрее
В России ежегодно потребляется порядка 180 тыс. т культивируемых грибов, и значительная часть из этого объема приходится на шампиньоны, рассказывает директор по агропромышленным производствам «Магнита» Илья Гамов. Во многих других странах потребление распределяется иначе: основу потребления как раз составляют вешенка или шиитаке, знает он. «Мы всегда внимательно смотрели за развитием потребления не только шампиньонов, но и других грибов. Несмотря на то что потребление вешенки на нашем рынке составляет несколько тысяч тонн в год (в 2022-м — 6,5 тыс. т), это серьезно развивающийся сегмент производства, — считает топ-менеджер. — В то же время этот сектор фрагментированный: много производителей выращивают разнородные по качеству грибы, и невозможно долгосрочно планировать поставки в сеть, именно поэтому мы и решили построить собственный комбинат по производству вешенки и экзотических грибов».
Для «Магнита» важно качество и стабильность гарантированных поставок больших объемов, подчеркивает Гамов. Это позволяет сети создавать максимально привлекательное ценовое предложение на полках. Но сейчас на российском рынке представлены в основном средние и мелкие промышленные производства свежих вешенок, опят и шиитаке. При этом потребление такой продукции в магазинах «Магнита» уже составляет значимую долю в продажах всех видов грибов.
В России нет крупных действующих промышленных производителей вешенок и опят, подтверждает гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. «Выращиванием этих грибов занимаются маленькие ИП и КФХ, нацеленные на сбыт в своих регионах, поскольку их сложно перевозить и хранить. Если “Магнит” сможет организовать грамотную логистику в другие регионы, то этот проект будет успешным», — уверена эксперт.
Это первый крупный комплекс по выращиванию вешенки в промышленных масштабах в России, в связи с этим главное его преимущество — возможность бесперебойного производства большого объема продукта, подчеркивает коммерческий директор ГК «Интерагро» (поставляет оборудование для сельского хозяйства, в том числе для грибной отрасли) Роман Нуриев. Помимо этого, крупное производство более стабильно с точки зрения технологических процессов, чем небольшое. «На предприятиях такого масштаба возможно внедрить широкую автоматизацию производственных процессов, что позволит снизить фонд оплаты труда и другие издержки», — считает топ-менеджер.
Стандартный срок окупаемости для всех проектов в «Магните» — шесть лет, однако комплекс по шампиньонам окупился за три года. «По вешенке тоже рассчитываем, что срок будет меньше планового, и вряд ли на это может что-то сильно повлиять, — говорит Гамов. — Маловероятно, что кто-то откроет подобного размера производство вешенки, но даже если откроет, то места на рынке хватит, просто будем совместно увеличивать объемы потребления. Кроме того, могли бы повлиять санкции, но мы это уже преодолели».
Объем заявленных инвестиций в подобных крупных проектах, как правило, соответствует мощности производства, поскольку при расчетах финансовой модели и бизнес-плана используются актуальные данные и проводится контроль на каждом этапе разработки и реализации, комментирует Нуриев. «Важно отметить, что это второй проект «Магнита» по выращиванию культивируемого гриба, и у компании уже есть успешный опыт, который позволил вести разработку и реализацию проекта более эффективно», — обращает внимание он. По словам топ-менеджера, сроки окупаемости подобных проектов составляют пять-семь лет в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса, инфляции и других параметров финансовой модели. При растущем спросе на продукцию и уходе с рынка большого числа конкурентов срок окупаемости может оказаться короче.
Риски проекта
Одно из преимуществ проекта заключается в том, что им владеет ритейлер. «Есть гарантированный сбыт продукции, можно планировать производственные планы с учетом роста спроса только в своей сети», — перечисляет Нуриев. Однако, по его мнению, у этого факта есть и недостатки. Например, недостаточно эффективная маркетинговая политика, требующая внесения корректировок по ходу изменения ситуации на рынке для получения максимальной прибыли, но с сохранением доступности продукта для массового покупателя.
Среди других рисков топ-менеджер выделяет то, что проект основывается полностью на базе европейских технологий и оборудования. В текущей ситуации могут возникнуть проблемы с поставкой запчастей и сервисным обслуживанием, если не будет гарантированного партнера в России, содействующего в решении данных вопросов. Проект также рассчитан на использование импортного мицелия, который с июля прошлого года находится под санкциями. Кроме того, компания будет работать на покупном субстрате, а в связи со сложными процедурами его приобретения могут возникнуть задержки в поставках, предупреждает Нуриев. Но этот вопрос можно решить планированием закупок, добавляет он.