Кто стоит за образами Наташи Ростовой, Печорина и Пиковой дамы?
Несмотря на то что часто классики заявляли, что прототипов у их героев нет, они были всегда и исследователи уже давно всех «вычислили». Хотите узнать, какими в реальной жизни были Андрей Болконский, Евгений Онегин или Евгений Базаров? Тогда этот материал вам будет интересен.
Андрей Болконский: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...»
По словам Льва Толстого, у князя Андрея Болконского нет конкретного прототипа. В письме к княгине Волконской классик говорил: «Андрей Болконский — никто, как и всякое лицо романиста, а не писателя личностей или мемуаров. Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить...» Но исследователи творчества Толстого выяснили, что в Болконском есть черты генерал-лейтенанта Николая Тучкова. Как и Болконский, Тучков был участником Отечественной войны 1812 года, получил смертельное ранение в Бородинской битве и через месяц умер. Также прототипом Болконского называют флигель-адъютанта графа Федора Ивановича Тизенгаузена. Он был смертельно ранен в битве под Аустерлицем. Видят прототип популярного героя и в генерал-фельдмаршале Петре Волконском, который отличился в битве под Аустерлицем и получил награду. Как обычно, у Толстого не может быть какой-то персонаж списан с одного человека. Например, история с неудачной женитьбой князя Болконского отправляет нас к брату писателя Сергею Толстому. Он был помолвлен с сестрой Софьи Толстой, Татьяной Берс. Их свадьба была отложена на год, но не состоялась.
Наташа Ростова: «Вот она я!»
В Наташе Ростовой тоже сложились образы нескольких реальных людей. Официально прототипом ее считается супруга писателя Софья Толстая, характер которой похож на героиню. Именно потому, что Толстая посвятила себя семье и детям, Наташа в романе и становится такой... Но идейный вдохновитель образа — ее сестра Татьяна Берс. «Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа...» — признавался писатель в одном из писем. Насколько замечают исследователи, для создания образа Льву Николаевичу сначала было необходимо впечатлиться женской внешностью... Когда Толстой создавал роман, Берс была уже молодой женщиной, но он специально давал иллюстратору первого издания ее фотографии в детстве и юности, чтобы тот придал внешности Наташи черты сестры его жены. Лев Николаевич любил свояченицу и снисходительно относился к ее романам, говоря: «Я тебя всю записываю». Первый поцелуй Бориса и Наташи списан с реальной истории в жизни Берс, которая в 14 лет была по-детски увлечена кузеном. Но родственники не одобряли их склонности из-за близкого родства. Увлечение Анатолем — тоже часть биографии Берс. Анатолий Шостак — обаятельный кавалер, с которым у нее в Петербурге была «история», закончившаяся тем, что родня удалила Анатоля от Татьяны. Говорят, что Лев Николаевич из мести так точно вывел образ Анатоля в романе. А Берс впоследствии все-таки стала женой своего кузена, разбив сердце брату писателя Сергею. Правда, помолвка была разорвана не по ее вине. Сергей сам сомневался, жениться ли ему, поскольку находился в связи с цыганкой и имел от нее детей. Берс тяжело переживала эту историю, но от Сергея отказалась. Дальше образ Берс уже не мог соответствовать прописанной в романе Наташе. Ее отношения с мужем не были идеальными, она не переставала любить брошенного жениха и вместо детей интересовалась светскими балами и нарядами. Потому-то писателю и пришлось некоторые черты Наташи взять от своей супруги.
Княжна Марья: «Возьмут за связи, за богатство»
Прототипом княжны Марьи Болконской принято считать мать самого Толстого — Марию Николаевну Толстую. Писателю было полтора года на момент ее смерти, поэтому он не помнил внешности матери и характера лично, но воссоздавал ее образ по письмам.
Мария Николаевна, так же как и героиня, долго не выходила замуж — до 30 лет. По тем временам это был возраст, когда девушка уже совершенно точно могла считаться «старой девой». Она жила с отцом в Ясной Поляне, и у него был также тяжелый характер. Толстой вспоминал: «Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась... Все, что я знаю о ней, все прекрасно, и я думаю... потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего... Мать моя была нехороша собой и очень хорошо образована для своего времени. ...И должна была быть чутка к художеству, она хорошо играла на фортепьяно, и сверстницы ее рассказывали мне, что она была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа. Самое же дорогое качество ее было то, что она, по рассказам прислуги, была хотя и вспыльчива, но сдержанна. «Вся покраснеет, даже заплачет, — рассказывала мне ее горничная, — но никогда не скажет грубого слова». Она и не знала их». Разумеется, реальная история сильно отличалась от романа. Но здесь мы снова видим гений Толстого. Он умел в реальной жизни, в том, что его окружало, найти такую «нотку», из которой можно было создать запоминающуюся книжную судьбу. Что, казалось бы, такого в истории «старой девушки»? Но все сразу полюбили и запомнили княжну Марью.
Элен: «Очень хороша»
Прототипом красавицы Элен Курагиной считают сразу нескольких женщин. Одна из них — Александра Куракина, блестящая светская красавица, жена тайного советника. Она занимала видное положение при дворе и дожила до преклонных лет, сохраняя статус светской львицы и красавицы. Другой прототип — Екатерина Скавронская, супруга Багратиона, внучатая племянница князя Потемкина. Она была известна беспечным поведением, за что ее называли «блуждающей княгиней». Оставив Багратиона, она поселилась в Европе и родила внебрачную дочь от австрийского министра. Кроме того, исследователи отмечают сходство Элен с Надеждой Акинфовой, которая была известна своей скандальной репутацией.