Последователи Кондо: сколько зарабатывают российские консультанты по порядку
И как устроен их бизнес.
«Оставь только то, что приносит радость» — эти слова консультанта по уборке и организации Мари Кондо сегодня знают тысячи людей по всему миру. В 2011 году она выпустила книгу, а в 2019-м — шоу на Netflix. Сегодня у Мари Кондо успешный онлайн-магазин и собственная школа консультантов, в которую записываются ученики по всему миру. В 2019 году оценка состояния Кондо достигла $8 млн.
В России услуга организации порядка пока не так популярна, но есть консультанты, которые помогают избавиться от беспорядка дома, разобрать завалы на балконе, упорядочить рабочие документы или наладить раздельный сбор мусора. Они тоже стараются научить клиентов жить так, чтобы порядок сохранялся как можно дольше.
Российские организаторы пространства рассказали, за чем к ним обращаются, что ожидать от консультации, а также где учат этой профессии и сколько можно заработать, помогая людям избавиться от бардака.
Кто такие организаторы пространства
Организатор пространства — специалист, который помогает клиентам расстаться с ненужными вещами, а заодно создать индивидуальную систему хранения, чтобы человек мог сам поддерживать порядок в будущем и тратить меньше времени на уборку.
Работа организатора пространства напоминает планировку квартиры с дизайнером. Например, клиент хочет разобрать шкафы на кухне. Консультант приезжает к нему домой, осматривает кухню, оценивает объём вещей и доступного места, а заодно задаёт вопросы о привычках и предпочтениях:
- Сколько человек живёт в квартире? Кто из них чаще всего готовит?
- Они ужинают все вместе или у каждого свой режим?
- Что не устраивает в том, как пространство устроено сейчас? Чего не хватает?
- Какие шкафы нравятся больше — открытые или закрытые?
Только после этого организатор вместе с клиентом перебирают все вещи и решают, какие из них действительно необходимы, а какие пылятся на полке уже несколько месяцев и от них пора избавиться.
Бывает, что с вещью очень сложно расстаться, несмотря на то, что ей давно не пользуются: чайник с отбитым носиком, подаренный на свадьбу, или пустая коробка из-под конфет, привезённая из первой командировки.
В такие моменты консультант морально поддерживает, проговаривает все «за» и «против» и, когда это возможно, помогает дать вещи вторую жизнь — продать, подарить или отдать на переработку. Работа организатора — оставить только те вещи, которым в пространстве есть применение, объясняет организатор из Москвы Елена Радугина.
В наших домах расположение вещей бывает продиктовано самыми разными мотивами, часто даже неосознанно: «у всех так», «привыкла с детства», «так и купили», «мебельщик предложил», «увидела в интерьерном блоге», «так получилось». А наша задача подчинить его одному мотиву: «Это оптимально с точки зрения образа жизни моей семьи».Собственный глаз обычно замыливается, мы принимаем неудобства как данность; клиенты часто склонны пенять на себя или родных («я неряха», «он вечно всё раскидывает» и прочее). А со стороны очевидно: конечно, если нужно пройти весь дом, чтобы положить рюкзак и снять носки, все они окажутся на полу! Елена Радугина
После того как организатор с клиентом рассортировали вещи, избавились от лишнего и освободили пространство, консультант разрабатывает новую систему хранения и готовит план. Он включает схему зоны, список необходимых оргматериалов (с ссылками на сайты, где их можно купить) и пошаговые инструкции для внедрения системы.
Если клиенту подходит новая система, они вместе с консультантом закупают материалы (например, контейнеры для хранения) и организовывают пространство. Многие организаторы дают «гарантию» — несколько дней на то, чтобы проверить систему и убедиться, что она подходит. Если клиент понимает, что система не работает, консультант её корректирует.
Человеку свойственно нервничать на пороге перемен и пугаться масштаба. В задачи организатора входит поддержать, мотивировать, довести до результата. Надо понять, как именно прийти из пункта А в пункт Б. Если работа будет совместная, вживую, важно, чтобы к концу дня в квартире было можно жить. Елена Радугина
Популярные зоны для разбора среди клиентов — гардероб, детская и кухня. Кухню организаторы пространства называют самой сложной локацией: чтобы привести её в порядок, потребуется от 4 до 10 часов. Клиент оплачивает только время непосредственного разбора, средний заработок консультанта — от 1500 до 3000 рублей в час.
Если бюджет ограничен или клиенты не готовы приглашать домой незнакомого человека, они могут выбрать онлайн-консультацию.
В таком случае клиент отправляет фото и видео пространства консультанту, они созваниваются и, как на обычном выезде, обсуждают привычки, трудности и предпочтения. Организатор дистанционно проводит разбор и готовит план, в ходе работы поддерживает и, если необходимо, корректирует. Часовая онлайн-консультация у организатора стоит от 1000 до 3000 рублей.
Также консультанты помогают с более узкими задачами: например, если нужно привести в порядок документы и оптимизировать их хранение, отсортировать лекарства в аптечке, спланировать мебель. Такие услуги стоят около 3000 рублей в час, но их заказывают нечасто — реже раза в месяц, а вот разбор кухни, детской или гардеробной (бывает, что разбор аптечки люди заказывают как бонус к разбору кухни) — от четырёх раз в месяц.