Наибольшее число типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война

Популярная механикаАвто

Война, родившая джип

Текст: Дмитрий Дашко

0:00 /
850.26
Willys MB (США) – настоящий родоначальник всех джипов, самый массовый универсальный армейский легковой автомобиль Второй мировой. Произведен в 1941–1945 годах.

Специальные автомобили для военных появились практически тогда, когда образовалась сама автомобильная промышленность, – в конце позапрошлого века. Но наибольшее число новых и уникальных типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война. Это и бронетранспортеры, и амфибии, и артиллерийские тягачи, и, конечно же, джипы, прадедушки всех тех машин, которые мы сейчас называем SUV, внедорожник, паркетник.

Тогда это были маленькие, но очень проворные легковые вездеходы, незаменимые штабные служивые. Появлению этого класса машин предшествовала долгая эволюция армейского штабного автомобиля, конструкция которого очень медленно менялась первые несколько десятилетий.

Kurogane Type 95, 1936–1944. Японская трехместная разведывательная машина была разработана на основе мотоцикла с коляской (Type 93).

Французы или японцы?

Открытый кузов, усиленная подвеска, мощный двигатель – все это помогало ездить не только по дорогам общего пользования, но и отчасти в полевых условиях. Тем не менее проходимость таких машин оставляла желать лучшего, а для армии, как известно, недопустимы какиелибо срывы, и надежность автомобиля играет немалую роль. Долгое время проходимость улучшали либо за счет установки гусеничного движителя на заднюю ось, либо путем увеличения количества задних ведущих осей с двух до трех. И в том и в другом случаях проходимость немного возрастала, но надежность и обслуживание такой громоздкой техники вызывали массу нареканий. Кардинальным решением стало создание привода на все четыре колеса, то есть и на задние, и на передние оси. C 1910-х годов такая компоновка уже использовалась массово на некоторых грузовых автомобилях, но для внедрения ее на легковой автомобиль имелись технологические препятствия.

Laffly V15R, 1938–1946. Французский полноприводный разведывательный автомобиль на базе легкого артиллерийского тягача.

До сих пор идут споры, какой же легковой автомобиль со всеми ведущими осями стал первым серийным. За первенство борются японская модель Kurogane Type 95 и французская Laffly V15R. Сейчас об этих автомобильных марках помнят разве что специалисты. Французский автомобиль эволюционировал от легкого трактора, а японский имел мотоциклетную родословную. Скорее всего, именно японские инженеры первыми в мире обратили внимание на выгодность формулы 4x4 для армейской легковушки. Доподлинно известно, что уже в 1935 году появился первый прототип «Курогане», а его серийный выпуск развернули в 1936-м. В течение восьми лет этот автомобиль-разведчик был растиражирован в количестве около 4700 единиц.

BRC-40, 1941. Американская полноуправляемая многоцелевая машина компании American Bantam, проигравшая конкуренцию Willys. Эксплуатировалась в РККА.

Важные инновации

Своим путем шли и американские инженеры. Еще с конца 1920-х некоторые фирмы в США предлагали комплекты для кустарного переоборудования грузовиков в полноприводные. Одной из таких фирм была Marmon-Herrington. В содружестве с «Фордом» она с 1937 года начала дорабатывать легковые автомобили для армии под колесную формулу 4x4. Американцы придумали классическую по сегодняшним меркам компоновку полноприводного автомобиля. Фактически задний мост с редуктором был зеркально развернут, а привод передних колес к трансмиссии осуществлялся через специальную раздаточную коробку с дополнительным передним карданным валом. Но основным достоинством «Мармонов» стало внедрение сложных по изготовлению шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), позволяющих легковому автомобилю, в отличие от обычной карданной конструкции, поворачивать колеса на скорости без какого-либо напряжения и потери мощности. По канавкам шарнира плавно гуляли «шарики», которые и обеспечивали вращение колеса равномерно вне зависимости от угла между соединяемыми валами. Для сравнения: «Курогане» еще базировался на более примитивной независимой, рычажной подвеске, а вместо ШРУСов там стояли простейшие крестовины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
Это аутоиммунное Это аутоиммунное

Как ученые поверили, что иммунитет может вредить организму, и начали это лечить

N+1
Марсианские хроники 2020 Марсианские хроники 2020

Для межпланетарной космонавтики будущее лето станет особенно жарким

Популярная механика
Одежда из переработанных материалов: зачем ее покупать и насколько она безопасна Одежда из переработанных материалов: зачем ее покупать и насколько она безопасна

Вещи из переработанных материалов уже давно пользуются популярностью

Cosmopolitan
Зимовье людей Зимовье людей

Как живут российские деревни и поселки, отрезанные от большой земли

Популярная механика
От спальни до улицы: краткая история тапочек От спальни до улицы: краткая история тапочек

Какую роль в истории тапочек сыграл принц Альберт?

GQ
Поля морей Поля морей

Новые технологии сельского хозяйства: фермы в океане

Популярная механика
«Угандийские неудержимые»: как в Африке снимают боевики за 200 долларов «Угандийские неудержимые»: как в Африке снимают боевики за 200 долларов

Вакаливуд — киностудию из трущоб Уганды, снимающую невероятные фильмы

Maxim
Планы на будущее Планы на будущее

Что о развитии автотранспорта думают в руководстве автомобильных компаний

Популярная механика
Карантинная апатия: почему тебе ничего не хочется делать и ни на что нет сил Карантинная апатия: почему тебе ничего не хочется делать и ни на что нет сил

Не спеши стыдить себя за лень и собирать волю в кулак – возможно, у тебя апатия

Cosmopolitan
Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
3 причины смотреть и 3 причины не смотреть боевик «Эвакуация» с Крисом Хемсвортом 3 причины смотреть и 3 причины не смотреть боевик «Эвакуация» с Крисом Хемсвортом

Стоит ли смотреть новый боевик с Крисом Хемсвортом «Эвакуация»?

Maxim
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Правила жизни Ларса фон Триера Правила жизни Ларса фон Триера

Режиссер, Копенгаген, 64 года

Esquire
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика
Витамин В9 против стресса, и не только Витамин В9 против стресса, и не только

Витамин В9 необходим организму всегда, а особенно в условиях стресса

Здоровье
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
От малой до Великой От малой до Великой

Эль Фэннинг. Актриса, начинающий фильммейкер и новая Екатерина II

Glamour
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
9 фактов о «Ниве», лучшем автомобиле СССР 9 фактов о «Ниве», лучшем автомобиле СССР

Всегда сложно выбрать однозначно лучший автомобиль

Maxim
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Рианна, Опра Уинфри и еще 8 актрис — участниц конкурсов красоты Рианна, Опра Уинфри и еще 8 актрис — участниц конкурсов красоты

Известные актрисы, которые побеждали на конкурсах красоты до начала карьеры

РБК
Надо грязи! Надо грязи!

У шамана есть бубен. Три двери у хетчбэка. Восемь колес у БТР

Популярная механика
Спасите наши души Спасите наши души

О профессии будущего — spiritual worker

Tatler
Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика
Мира, труд, май Мира, труд, май

Как Мирослава Дума с единомышленниками создали модный бренд будущего

Vogue
С места наверх С места наверх

Настоящая история человека, который первым на Земле просто взял и полетел

Популярная механика
Toyota Land Cruiser 300: все факты о будущей новинке Toyota Land Cruiser 300: все факты о будущей новинке

Каким будет следующее поколение легендарного внедорожника Toyota Land Cruiser?

РБК
Имитация науки Хьюнко Ли Имитация науки Хьюнко Ли

Корейскому художнику Хьюнко Ли отчаянно хочется быть хоть кем-нибудь, кроме себя

Популярная механика
Выжать максимум пользы: 7 применений лимона для красоты и здоровья Выжать максимум пользы: 7 применений лимона для красоты и здоровья

Мы знаем, как лимон поможет тебе стать красивее и здоровее

Cosmopolitan
Открыть в приложении