Война, родившая джип
Специальные автомобили для военных появились практически тогда, когда образовалась сама автомобильная промышленность, – в конце позапрошлого века. Но наибольшее число новых и уникальных типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война. Это и бронетранспортеры, и амфибии, и артиллерийские тягачи, и, конечно же, джипы, прадедушки всех тех машин, которые мы сейчас называем SUV, внедорожник, паркетник.
Тогда это были маленькие, но очень проворные легковые вездеходы, незаменимые штабные служивые. Появлению этого класса машин предшествовала долгая эволюция армейского штабного автомобиля, конструкция которого очень медленно менялась первые несколько десятилетий.
Французы или японцы?
Открытый кузов, усиленная подвеска, мощный двигатель – все это помогало ездить не только по дорогам общего пользования, но и отчасти в полевых условиях. Тем не менее проходимость таких машин оставляла желать лучшего, а для армии, как известно, недопустимы какиелибо срывы, и надежность автомобиля играет немалую роль. Долгое время проходимость улучшали либо за счет установки гусеничного движителя на заднюю ось, либо путем увеличения количества задних ведущих осей с двух до трех. И в том и в другом случаях проходимость немного возрастала, но надежность и обслуживание такой громоздкой техники вызывали массу нареканий. Кардинальным решением стало создание привода на все четыре колеса, то есть и на задние, и на передние оси. C 1910-х годов такая компоновка уже использовалась массово на некоторых грузовых автомобилях, но для внедрения ее на легковой автомобиль имелись технологические препятствия.
До сих пор идут споры, какой же легковой автомобиль со всеми ведущими осями стал первым серийным. За первенство борются японская модель Kurogane Type 95 и французская Laffly V15R. Сейчас об этих автомобильных марках помнят разве что специалисты. Французский автомобиль эволюционировал от легкого трактора, а японский имел мотоциклетную родословную. Скорее всего, именно японские инженеры первыми в мире обратили внимание на выгодность формулы 4x4 для армейской легковушки. Доподлинно известно, что уже в 1935 году появился первый прототип «Курогане», а его серийный выпуск развернули в 1936-м. В течение восьми лет этот автомобиль-разведчик был растиражирован в количестве около 4700 единиц.
Важные инновации
Своим путем шли и американские инженеры. Еще с конца 1920-х некоторые фирмы в США предлагали комплекты для кустарного переоборудования грузовиков в полноприводные. Одной из таких фирм была Marmon-Herrington. В содружестве с «Фордом» она с 1937 года начала дорабатывать легковые автомобили для армии под колесную формулу 4x4. Американцы придумали классическую по сегодняшним меркам компоновку полноприводного автомобиля. Фактически задний мост с редуктором был зеркально развернут, а привод передних колес к трансмиссии осуществлялся через специальную раздаточную коробку с дополнительным передним карданным валом. Но основным достоинством «Мармонов» стало внедрение сложных по изготовлению шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), позволяющих легковому автомобилю, в отличие от обычной карданной конструкции, поворачивать колеса на скорости без какого-либо напряжения и потери мощности. По канавкам шарнира плавно гуляли «шарики», которые и обеспечивали вращение колеса равномерно вне зависимости от угла между соединяемыми валами. Для сравнения: «Курогане» еще базировался на более примитивной независимой, рычажной подвеске, а вместо ШРУСов там стояли простейшие крестовины.