Популярная механикаСтиль жизни
Виниловая дорожка
Недалеко от московской станции метро «Октябрьское поле», в подвальном помещении здания, в котором расположилось «Наше радио», находится уникальная студия звукозаписи, выпускающая виниловые пластинки. Уникальная в прямом смысле этого слова: больше на территории бывшего СССР нет ни одного места, где вы могли бы заказать и с нуля сделать свой тираж аналогового винила.
Звукозаписывающая студия «Ультра Продакшн» – настоящее аналоговое царство. Гордость студии – техника, выпущенная в далеких 1970-х, на пике развития технологии записи и производства виниловых дисков. Это оборудование давно не изготавливается, исчезли и сами компании-производители, но бизнес продолжает существовать, уже который год показывая двузначный рост продаж. Сохранился огромный вторичный рынок, отслужившую технику никто не выбрасывает, она тщательно ремонтируется и вновь возвращается в строй.
Три в одном
Как правило, компаний полного цикла по производству виниловых дисков в мире почти нет – я по крайней мере таких не знаю. Существуют отдельно студии звукозаписи, компании, занимающиеся мастерингом, заводы, печатающие тираж. Сводят все воедино брокеры, у которых есть собственные связи и квоты на производстве. Да-да, квоты: все заводы по производству виниловых дисков перегружены, и ждать своей очереди приходится от трех до шести месяцев. «Ультра Продакшн» – исключение.
Начнем с того, что несколькими этажами выше расположена шикарная студия звукозаписи Vintage, в которой помимо самого разного цифрового оборудования есть куча настоящего «аналога». Причем писаться можно как на цифру, так и на студийные магнитофоны – и это тут есть. После чего с мастер-пленкой добро пожаловать в наш подвал.
Сегодня винил не является основным музыкальным носителем, исполнители рассматривают его как мерч – дорогостоящую сувенирную продукцию, сопровождающую выход новой записи. Главный канал распространения, конечно, цифра. Но нарезать диски с цифрового мастера сразу нельзя: винил действительно звучит иначе, чем цифра. И дело тут вовсе не в пресловутом «теплом ламповом звуке».
Современный мастеринг не подходит для винила просто потому, что он громкий. Гонка за громкостью началась в середине 1990-х одновременно с появлением CD и сейчас превратилась в настоящее сумасшествие. Просто откройте iTunes и послушайте, как там звучит музыка. Конкуренция заставляет музыкантов делать очень громкие файлы, чтобы было хорошо слышно в наушниках в метро или в маленькой колонке на пикнике. Фонограммы превратились в плоские «кирпичи», которые не очень подходят для винила, так как это механика. Механические колебания иглы переводятся в электрические сигналы. А когда перемешаны все частоты и всё на максимуме, игла ведет себя неадекватно, и в результате возникают искажения.