Нужно ли мужчине быть уязвимым и как на этом зарабатывают стартаперы и коучи
В Великобритании существует огромное количество программ и тренингов, направленных на поддержание и развитие психического здоровья. На них, помимо прочего, мужчин учат не бояться показывать свою слабость и быть уязвимыми, признаваться в депрессии и бороться с негативными мыслями — своеобразный фитнес-тренинг для мозга. Обозреватель британского Esquire Кевин Брэддок разбирался, что из себя представляют стартапы и программы, которые обещают сделать нас более счастливыми.
В списке наших забот уже есть: режим сна, наличие регулярной физической нагрузки, подсчет углеводов, калорий, количества выпитого спиртного, перекусов, съеденного мяса и овощей, происхождения съеденных нами мяса и овощей, подсчет количества пройденных шагов и часов, проведенных сидя и/или стоя и за телефоном. Почему бы не добавить к этому списку «осознанности» новый пункт — наблюдение за своим психическим здоровьем?
Никогда раньше в истории человечества эта проблема не имела такого масштаба, как сейчас — вплоть до того, что о депрессии публично заговорили такие знаменитости как принцы Уильям и Гарри и хип-хоп исполнитель Stormzy. Возросло и количество самоубийств среди знаменитостей — стоит только вспомнить шеф-повара Энтони Бурдена или диджея Avicii. Та же тенденция прослеживается в хип-хопе: от текстов про драгоценности и дорогие автомобили музыканты перешли к теме неуверенности в себе. Дрейк в своих песнях откровенно взывает о помощи, Канье Уэст, Кендрик Ламар и J Cole затрагивают тему депрессии. При таком раскладе психические расстройства имеют все шансы стать символом нашего времени: на сайте bando.com были распроданы все кулоны со словом «неврозы» и «депрессия» ценой в 40 фунтов стерлингов. Производители этих украшений заявляют, что хотят тем самым помочь людям «раскрыться».
Разумеется, стереотипы никуда не делись — и мужчинам, как и раньше, все так же тяжело открыто говорить о своих чувствах. Тем не менее, прогресс есть, и одним лишь хэштегом #DoYouEvenMentalHealthBro он не ограничивается. С недавних пор широко заговорили и о «уязвимости». Этот термин популяризировала американский ученый Брене Браун: она выступила на конференции Ted с сентиментальной речью «Сила уязвимости». Размышляя над стремлением человека скрыть боль и чувство стыда, Браун пришла к следующему выводу: «Нет ничего постыдного в том, чтобы говорить о своих чувствах и показывать свою уязвимость. Нет ничего предосудительного в том, чтобы уметь любить и не бояться встретить отказ, уметь благодарить и радоваться… и уметь принимать себя и окружающих такими, какие мы есть». К слову, у видео более 36 миллионов просмотров.
Медиа-платформа Rebel Wisdom, созданная Дэвидом Фуллером и Александром Бейнером, в частности, предлагает мужчинам «стать более уязвимыми». На сайте проекта, в котором есть что-то от нью-эджа, призывают не бояться делиться тревогами, переживаниями и навязчивыми мыслями, отключить режим «непробиваемого и сильного мужчины» и попробовать превратить свои слабости в сильные стороны: пусть окружающие увидят многогранность вашей личности.
— Еще 10 лет назад никто, в общем-то, не занимался гендерной психологией, — говорит психотерапевт Ник Даффел в прошлогодней статье для The Guardian. — Мне стало интересно, как в приватной жизни ведут себя мужчины, не наделённые властью. Ни для кого не секрет, что большинство мужчин совершенно не умеют вести себя в отношениях и разбираться в своих эмоциях. Следовательно, наша задача — научить их не стесняться быть уязвимыми и выражать свои чувства и слушать партнера — тогда та сила и власть, к которой они стремятся, станут неотъемлемой частью их личности.
Научиться уязвимости, правильно строить отношения, быть непосредственными… Кажется, что все эти вещи помогут сделать широкий шаг на пути к счастливой жизни, особенно когда слышишь их от авторитетных спикеров Ted, авторов философских каналов на YouTube и психотерапевтов, печатающихся в крупных журналах. Но какова практическая сторона вопроса?
Сейчас вокруг уязвимости — вернее, #уязвимости — образовалась целая культура стартапов. Лондонский проект Sanctus называет своей миссией «изменение восприятия психического здоровья». На их мероприятиях Stories Live, чем-то напоминающих встречи анонимных алкоголиков, проходят мастер-классы по групповой терапии и вечера открытого микрофона, где каждого выступающего благодарят за то, что «он показал свою уязвимость».
Летом я сходил на одно такое мероприятие, которое проходило в одной из студий в Tea Building (креативный хаб в лондонском районе Шордич. — Esquire). С импровизированной сцены люди вещали о своих психологических проблемах: признавались в наличии депрессии и нервного расстройства, дисморфофобии, зависимостях, панических атаках и обсессивно-компульсивных расстройствах. Выступающих активно поддерживали зрители (примерно 50 человек, мужчины и женщины, средний возраст около 30 лет), обсуждавшие вместе с ними очень грустные, но, вместе с тем, трагикомичные истории. Обошлось без излишней сентиментальности и слезливости, в аудитории в целом царила непринужденная атмосфера — правда, иногда из зала раздавались и смешки. Уходя домой, люди чувствовали себя лучше, ну или, по крайней мере, спокойнее, потому что поделились с другими своими страхами. Покажи мне свои чувствительные места, а я покажу тебе свои.
Stories Live — не единственный проект Sanctus. Они также организовывают встречи с коучами и терапевтами для сотрудников больших компаний, чтобы те могли поделиться тем, что их беспокоит, в «комфортном и безопасном пространстве». Подобная практика пользуется особой популярностью у лондонских технологических компаний. В плюсе все: у сотрудников компаний есть постоянная штат поддержки, а у Sanctus — шестизначный оборот. Теперь основатели Sanctus раздумывают над запуском первого в мире «фитнес-центра для поддержания психического здоровья». Как Barry’s Bootcamp (сеть сеть фитнес-залов по всему миру. — Esquire), только нацеленный на прокачку мозга.
— Когда заходит речь о психическом здоровье, окружающие сразу же реагируют негативно, — говорит основатель Sanctus, 26-летний Джеймс Рутледж. — Людям кажется, что ты сейчас будешь говорить о самоубийствах, депрессии, нервных расстройствах и так далее. Когда мы говорим о физическом здоровье, на ум, пожалуй, в первую очередь приходит фитнес: здоровое питание, качественные продукты, физические нагрузки — сплошь позитивные коннотации. Поэтому мы ставим себе такую цель: изменить представление людей о психическом здоровье в лучшую сторону, научить их осознанности, помочь им узнать больше о себе, об уровне своей эмпатии, производительности, продуктивности и креативности.
— Статистика говорит, что каждый четвертый страдает психическими расстройствами. Важно, чтобы люди понимали, что психическое здоровье — вещь не постоянная, поэтому разум, как и тело, нужно регулярно тренировать и поддерживать в тонусе, — рассуждает Рутледж.
Специалисты Sanctus предлагают вести дневник (для фиксирования мыслей и чувств), совершать моцион по городу (регулярные прогулки), медитировать и посещать курсы терапии (индивидуально или в группах). Как и в случае с остальными предпринимателями в данной области, энтузиазм Рутледжа родился из личного опыта. Несколько лет назад его первый стартап-проект провалился, что это стало для него большим ударом. Джеймс начал страдать от невроза и панических атак, совершенно не понимая, что с ним происходит.
— Мне пришлось проделать огромную работу и много-много говорить, чтобы в конечном счете выкарабкаться из этого состояния, — говорит он. — Теперь, что бы со мной ни происходило, я стараюсь быть честным с собой, открытым и не боюсь быть слабым. Когда у меня что-то не получается или мне кажется, что я недостаточно хорош, я сразу же об этом говорю. Уязвимость неразрывно связана с непосредственностью, а быть непосредственным очень непросто. Я так долго пытался быть тем, кем и не должен был быть. В итоге на какое-то время я потерял всякую связь с реальным собой и заработал проблемы с психикой.