Прозрачные намеки Иори Томиты
Японский художник бережно собирает мелкую рыбешку и других морских жителей, которые не нужны местным рыбакам. А затем превращает их в произведения искусства – прозрачные напоминания о человеческой алчности.
Pыбак в Японии – больше чем рыбак. Море и кормит, и вдохновляет местных жителей тысячелетиями. Даже в микрофлоре жителей страны обнаруживаются бактерии, позволяющие лучше усваивать углеводы из красных водорослей, а на самой знаменитой картине Хокусая пенистый вал накрывает рыбацкую лодчонку. Рыбаком был и Иори Томита – он закончил колледж и до 25 лет проработал в море и с морем. Эту связь он сохраняет до сих пор, уже почти десять лет своей художественной карьеры. Большинство образцов, которые Иори использует в работах, оставляют ему рыбаки, которых он регулярно навещает на пристани. Как правило, художнику достается мелочь, попавшаяся в сети, но не годная для продажи.
«Мы, люди, оставляем слишком много мусора – супермаркеты и рестораны постоянно выбрасывают испортившиеся или даже еще не совсем испортившиеся продукты», – объяснил Иори Томита «Популярной механике». В самом деле, по статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ежегодно человечество отправляет в отходы около 1,3 млрд тонн пищевых продуктов, а из выловленной рыбы на свалке оказывается примерно треть. «Сколько же это жизней?» – возмущается художник. Несмотря на кажущееся бессердечие, с которым Иори препарирует свои образцы, вдохновляется он жалостью к природе, которую мы губим часто без всякого смысла, и любовью к красоте, которую не замечаем.
Из мертвых в прозрачные
Искусство не слишком интересовало Иори вплоть до 27 лет, когда он впервые оторвался от изучения и созерцания морской жизни и увлекся посещением музеев и галерей. «Рассматривая все эти работы, я понял, что природа и сегодня прекрасна так же, как у древних мастеров, – замечает художник. – А еще понял, что можно получить нечто необыкновенное, соединив природу и искусство». В следующие годы Иори пробовал разные техники, пытаясь добиться этого соединения, пока не наткнулся на довольно простой гистологический метод, который помог создать его самую знаменитую серию.