Предприниматели / Sense
Любимчик миллиардера
Стипендиат Питера Тиля Джеймс Прауд создает гаджет для сна, конкурируя с Google и Apple.
Офис Джеймса Прауда в Сан-Франциско находится всего в шести кварталах от модного ресторана Central Kitchen, принадлежащего его соседу по списку Forbes 30 Under 30 Томасу Макнафтону. 25-летний Прауд, едва встретив корреспондента Forbes, начинает подшучивать над американским IT-сообществом и высмеивать его «далекие от реальности сказки о том, как оно меняет мир». Такой максимализм режет слух, поскольку сам Прауд очень похож на завсегдатая школьных компьютерных классов (каким он и был когда-то): невысокий рост, лишний вес и пухлое детское лицо. Впечатление усиливает его манера одеваться — почти всегда это толстовка, «треники» и черная футболка — и питаться — никакой рыбы и овощей. Последний среди амбициозных выскочек XXI века вроде Шона Паркера, Марка Цукерберга и Эвана Шпигеля, Прауд, судя по всему, родился уже, глядя на всех свысока. «Никто не может заставить меня делать то, чего я не хочу делать», — говорит он. И в профессиональном смысле тоже.
Прауд попал в первый набор Thiel Fellows — сообщества амбициозных молодых предпринимателей, которые за последние семь лет получили по $100 000 каждый от экстравагантного миллиардера и известного бизнес-ангела Питера Тиля. Главное условие гранта — оставить учебу в колледже и заниматься собственными проектами. Прауд оказался самым успешным в своем наборе.
За последние четыре года он привлек около $40 млн на развитие стартапа Hello, который сегодня оценивается в $250 млн. Причем оценка бизнеса, судя по недавнему бридж-займу, растет. В конце прошлого года $2 млн инвестировал в проект и «крестный отец» Прауда — сам Питер Тиль. Причем это была не первая личная инвестиция миллиардера в его собственного стипендиата. «Джеймс с самого начала выделялся как чрезвычайно цепкий и напористый парень», — рассказывает миллиардер. Сегодня Прауд тоже богат. Предпринимателю принадлежит половина стартапа Hello, что автоматически делает его мультимиллионером.
Рынок, на который Прауд вышел с гаджетами для сна, универсален и перспективен: сон стал привлекательным предметом для исследований в последнее время. «Мы видим, как меняется риторика вокруг сна, в 1980-е годы — на фоне популярности физических тренировок, а в 1990-е и 2000-е — на волне популярности органической и здоровой еды», — говорит Прауд. Так, например, Арианна Хаффингтон привлекла $7 млн для стартапа Thrive Global, предлагающего набор продуктов и услуг для более здорового сна и повышения качества жизни. Еще один стартап — Casper со слоганом «Матрасы изменят вашу жизнь», который недавно привлек $70 млн.
Прауд же решил иначе использовать тему сна и создать гаджет в виде шара размером с теннисный мячик, который с помощью множества скрытых сенсоров отслеживает движения спящего человека и его реакцию на окружающую обстановку. Достаточно просто поставить устройство на прикроватную тумбочку. Гаджет ценой $149 под названием Sense оценивает сон человека по шкале от 0 до 100 и помогает улучшить его качество. Прауд утверждает, что старт продаж Sense перед праздниками в ноябре 2016 года стал самым успешным проектом американской ретейл-сети Target по выводу нового электронного продукта на рынок за всю ее историю. Правда, в самом Target это опровергают.
Впрочем, крупные заказы от сетей не гарантируют крупный успех, по крайней мере — немедленный. Источник, близкий к компании, говорит, что внутренний прогноз стартапа по продажам на 2017 год — 250 000 устройств, то есть около $20 млн выручки. Это крохи даже по сравнению, например, с конкурентом Sense — Fitbit, который закончил 2016 год с показателем по продажам более $2,3 млрд, при этом едва выйдя в прибыль. К тому же тройка гигантов — Amazon, Apple и Google — по-прежнему стремится обеспечить интернет-гаджетами все потребности человека как дома, так и вне его.
А что сам Прауд думает о своих триллион-долларовых конкурентах в этой сфере? Он просто показывает им два средних пальца по примеру Питера Тиля. Эта бравада уже сработала в случае с Цукербергом и Шпигелем, но на рынке, где много подводных камней и очень сильна конкуренция, быстро станет ясно, обеспечит непоколебимая самоуверенность Прауда предпринимательский успех или, наоборот, пустит его проект под откос.