Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров

Популярная механикаHi-Tech

Побег с аэродрома

Через сто лет после первых неудач летающие аппараты необычной конструкции начинают осваивать воздух. Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров и дешевле вертолетов. А главное, им вообще не нужно ровной и горизонтальной взлетно-посадочной площадки.

Текст: Роман Фишман

Тяжелый 60-килограммовый аппарат висит в воздухе, стабильно накренившись. Лишенный крыльев и винтов, он летит, гудя, как кухонный блендер. «Те, кто впервые видит циклолет, часто сравнивают его со стиральной машиной или комбайном», – говорит Ян Чибисов, руководитель проектной группы воздушных систем Фонда перспективных исследований (ФПИ) и один из создателей беспилотника. Четыре горизонтальных ротора по углам аппарата вращаются намного медленнее, чем винты обычного квадрокоптера. Последнему для создания подобной тяги понадобилось бы совершать около 3000 об/мин, а циклолету достаточно 900 – как у стиральной машины в режиме отжима. Благодаря меньшей частоте вращения снижается интенсивность всех возмущений, включая звук. Уже в метре от летящего аппарата звуковое давление составляет 86 дБ – как у автомобиля или скутера.

Моделирование профилей

Концепция аппаратов с циклическими движителями почти так же стара, как и винтовых. Считается, что первый циклолет (цикложир) сконструировал военный инженер Евгений Сверчков, однако испытания, проведенные им в 1909 году, успехом не увенчались: машина не взлетела. Неудачей окончились и другие попытки, которых за столетие было несколько десятков. «Первым делом применяются простые решения, а самое простое, как известно, воздушный винт, – комментирует Ян Чибисов. – Аэродинамику винта можно обсчитать и без компьютеров – это позволило создать и самолеты, и вертолеты».

Построить действующий циклолет удалось лишь в начале XXI века. В 2013 году инженеры Сеульского национального университета продемонстрировали полет небольшого аппарата Cyclocopter, через пару лет был представлен прототип британского FanWing. Вскоре свой циклолет появился и в России. По словам Яна, такой прогресс обеспечили три компонента, которые стали доступными в последние десятилетия: эффективные электродвигатели, легкие и прочные композиты и, конечно, компьютеры.

В отличие от крылатых самолетов, которые аэродинамически устойчивы и сами компенсируют внешние воздействия, схема циклолета нейтральна. Любой ветер отклоняет аппарат, грозя завалить его, и вовремя среагировать на опасность способна только электроника. Но главное – сейчас есть возможность смоделировать циклический движитель и провести численные расчеты. «Это одно из самых сложных аэродинамических устройств, – объясняет Ян Чибисов. – Сегодня проводить вычисления точно, без лишних упрощений, научились в Институте теплотехники СО РАН – впервые в России, а возможно, и в мире. Собственно, с этого все и началось».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровое бессмертие Цифровое бессмертие

Sensorium Galaxy – VR-платформа, которая способна преобразить нашу жизнь

Популярная механика
Кадры решают Кадры решают

Кинообразы, изменившие мужской стиль

Men’s Health
Очень тяжелые носители Очень тяжелые носители

Прототипы будущей сверхтяжелой ракеты Starship продолжают испытания

Популярная механика
Город бомбы Город бомбы

Из истории американского атомограда

Вокруг света
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
«Телевизор» и «дом с глобусом»: история здания ТАСС «Телевизор» и «дом с глобусом»: история здания ТАСС

Как разрабатывали проект здания ТАСС

Культура.РФ
Наука побеждать Наука побеждать

Краткое введение в историю и биомеханику смешанных единоборств

Популярная механика
Природные ресурсы Природные ресурсы

Интерьер, в котором главная роль отведена природе и натуральным материалам

AD
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Эти жуткие дырочки: что такое трипофобия и как ее лечить Эти жуткие дырочки: что такое трипофобия и как ее лечить

Почему мы боимся дырок и нужно ли из-за этого переживать

РБК
Как летает «Кинжал» Как летает «Кинжал»

Что такое аэробаллистическая траектория и в чем ее преимущества

Популярная механика
Разбитых сердец стало больше Разбитых сердец стало больше

В пандемию случаев синдрома разбитого сердца стало больше

Здоровье
Истребитель дронов Истребитель дронов

Российская компания представила первый в мире беспилотный истребитель дронов

Популярная механика
Роберт Сапольски: «Когнитивная гибкость делает нас уязвимыми, но она же может нас защитить» Роберт Сапольски: «Когнитивная гибкость делает нас уязвимыми, но она же может нас защитить»

Почему многие стратегии управления стрессом не работают?

Reminder
Компьютерный мозг Компьютерный мозг

Как работают настоящие нейроморфные микросхемы

Популярная механика
Атомная бомба нацистов: как ученые изучают урановые кубы Второй мировой Атомная бомба нацистов: как ученые изучают урановые кубы Второй мировой

Немецкие разработки ядерного оружия во время Второй мировой покрыты тайной

Популярная механика
Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Сооружение невиданных масштабов – ускоритель частиц, змеей обвивающий Луну

Популярная механика
11 правил сильной и независимой женщины 11 правил сильной и независимой женщины

11 принципов эмоциональной независимости

Cosmopolitan
Триумф 57 мм Триумф 57 мм

Новое слово в разработке российских бронемашин

Популярная механика
Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви

Ласковые прозвища возникают не просто так

VOICE
Ускользающие инопланетяне Ускользающие инопланетяне

Новая шкала инопланетных цивилизаций

Популярная механика
Черенковское излучение предложили ловить фотонными кристаллами Черенковское излучение предложили ловить фотонными кристаллами

Физики предложили модификацию черенковского детектора

N+1
Как полюбить будущее и не сойти с ума Как полюбить будущее и не сойти с ума

Артемий Лебедев в российском интернете, как Пелевин – в русской литературе

Популярная механика
Лицо с экрана. Антон Лапенко Лицо с экрана. Антон Лапенко

Комик Антон Лапенко превращается в полноценную кинозвезду

GQ
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Бадди-муви. Тест-драйв Defender и Jeep Wrangler на танковом полигоне Бадди-муви. Тест-драйв Defender и Jeep Wrangler на танковом полигоне

Два самых харизматичных внедорожника современности там, где ездят танки

РБК
Водородный разворот Водородный разворот

Как устроена водородная энергетика и чем «водоробус» лучше электробуса

Популярная механика
Иначе говоря. Дмитрий Крымов: «Я переношу на сцену эмоциональный укол» Иначе говоря. Дмитрий Крымов: «Я переношу на сцену эмоциональный укол»

Интервью с театральным режиссёром Дмитрием Крымовым

Полка
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Мама — это в душе! Мама — это в душе!

Мама 34 детей — о своем обычном дне, альпаках и своих мечтах

ПУСК
Открыть в приложении