Перуанская орхидея инков
Звери с Ольгой Волковой
Перуанская орхидея инков, в сущности, никакая не «инков». Потому что в те времена, когда зародилась эта древнейшая аборигенная порода американского континента, великих инков еще и в помине не было. Судя по всему, эти орхидеи жили здесь уже в III веке до нашей эры, что подтверждается их портретами на горшках соответствующего возраста. Да и в могилах той (и многих последующих) эпохи то и дело попадаются мумифицированные собачки. Печальную традицию подкладывать собаку под бок к дорогому усопшему застали еще конкистадоры, отметившие местный обычай выращивать голых и обязательно черных собак специально для похоронных обрядов.
И, как вы понимаете, в могилу любимого родственника кого попало не положат. Если уж закапывать собаку, то непременно священную — и инки объявили орхидей именно такими. А это значит, что этих собак стало нельзя есть — что уже неплохо, потому что раньше, в доимперские времена, их ели и ни о чем таком не думали. Но как это можно, если священные собаки умеют сопровождать мертвых в их непростом путешествии на тот свет? Ну а пока люди живы, орхидеи могли улучшать их здоровье: особенно успешно они справлялись с астмой и желудочными недомоганиями, такая вот у них была специализация. Причем чтобы поправить дела желудочные, достаточно было покрепче собаку обнять. Не знаю, как насчет желудка, но согреться холодными андскими ночами эта собака, конечно, помогала — она ведь очень теплая, потому что голая.
В промежутках между решением желудочных проблем и пышными похоронами многие перуанские орхидеи либо, разряженные в пух и прах, принимали участие в религиозных церемониях, либо исполняли функции борзой: тех, кто покрупней и пошерстистей, индейцы брали с собой на охоту.
Да, среди них бывают и вполне шерстяные экземпляры, это нормально для голых собак, у которых в помете обычно около трети щенков оказываются до некоторой степени волосатыми. При этом они официально все равно считаются как бы голыми, потому что ген бесшерстности у них есть. И эти вот шерстистые экземпляры просто необходимы для развития породы, потому что женить двух совершенно голых собак не всегда хорошо, чему есть какие-то мутные, но неотменяемые генетические причины.
Что до размеров, то орхидея инков имеет право на три варианта: малый (25– 40 см в холке, вес около 4–8 кг), средний (рост — 41–50 см, вес — 8–12 кг) и большой (51–65 см и 12–30 кг). То есть большая перуанская орхидея инков — она и правда довольно большая, с такой и поохотиться можно.
Ну а малая — она самая редкая. Впрочем, остальные орхидейные варианты тоже не то чтоб косяками ходили — эта порода до сих пор чрезвычайно экзотична. Хорошо хоть, она перестала быть исчезающей. А ведь была: после того как испанцы разделались с империей инков, священные собаки тоже принялись вымирать. Но делали они это постепенно, поэтому малая их толика сумела дотянуть до прошлого века. А тут и патриотически настроенные энтузиасты подтянулись и принялись спасать остатки прежней роскоши. Ну а в 1960-х порода проникла в США, и тут уж ею занялись всерьез. Словом, в 1981 году дела у орхидей шли настолько неплохо, что они получили официальное признание, еще через 20 лет они были назначены национальным достоянием Перу. И теперь потихоньку распространяются по обитаемой вселенной, так что любой желающий может обзавестись личной орхидеей (всего тысяч так за 60– 80 руб. и, конечно,