«Лебедь» возвращается
Ту-160 – основа воздушного компонента российской ядерной триады – сегодня готовится ко второй жизни. Казанский авиационный завод уже начал производство стратегического бомбардировщика – ракетоносца Ту-160М. Речь идет не о точном копировании образца советской эпохи – в воздух поднимется самолет с новейшими системами управления и вооружения.
Все это означает, что для возобновления производства самолета пришлось пройти долгий путь восстановления или создания вновь множества технологий. Родные стены для Ту-160 – цеха Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова (филиал предприятия «Туполев»). Здесь эти боевые машины производили, здесь их модернизируют, здесь же будут изготовлены Ту-160М. Отработка некоторых узлов будущей модифицированной версии ракетоносца потребовала нестандартных решений.
За глаза принадлежащую предприятию «Туполев» летающую лабораторию называют «Буратино». И вправду гражданский авиалайнер Ту-214 (тоже производимый на КАЗ) с заостренным носом от сверхзвукового самолета очень похож на популярного сказочного персонажа.
А зачем же заостренный нос? «Это настоящий нос от списанного Ту-160, – рассказывает ведущий инженер-конструктор группы летающей лаборатории КАЗ Сергей Ржанников, – теоретически мы могли бы изготовить такую же деталь, например из стекловолокна, но использовать оригинальный элемент конструкции было и дешевле, и практичнее. Правда, инженерам пришлось решить задачу с сопряжением обводов от двух разных самолетов, но в итоге все удалось». Как рассказали «ПМ» на Казанском авиапредприятии, использование гражданского лайнера в качестве летающей лаборатории для отработки систем будущего Ту-160М позволит значительно сэкономить средства. Не потребуется тратить не очень высокий (по сравнению с Ту-214) ресурс двигателей боевого самолета, которые при этом еще и потребляют немало топлива.
А длинный нос необходим для отработки новой радиолокационной станции, которую просто негде разместить на Ту-214 в штатном варианте. У гражданского самолета есть и свой – метеорологический – локатор, но в варианте летающей лаборатории он может быть смещен в сторону, чтобы не мешать испытываемому устройству.
Но испытание локатора – это, конечно, не все, ради чего поднимается в небо Ту-214ЛЛ. В те годы, когда проектировался классический Ту-160, отечественное авиастроение еще не знало понятия «информационно-управляющая система». Речь идет о полной интеграции всех систем управления самолетом и вооружения под управлением бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ), объединенных в высокоскоростную сеть.