«Соблюдаю интересы мира силами капитализма». Как сын беженцев заработал миллионы на переработке мусора
Сортировка и переработка мусора, забота об экологии и прочие социальные инициативы все еще не пользуются большой популярностью в России и считаются формой благотворительности. Но Том Саки, основатель компании TerraCycle, сумел построить на переработке отходов успешный бизнес. В 2015 году Forbes включил его в список 30 главных социальных предпринимателей мира. Но в интервью Forbes Life Саки признается, что прибыль не является смыслом его жизни.
Компания TerraCycle, основанная в 2001 году студентами Принстонского университета Томом Саки и Джоном Бейером, берется за самые сложные виды мусора, в том числе, сигаретные фильтры, которые перерабатывает в пластиковые гранулы. В 2018 году доходы TerraCycle достигли почти $33 млн по сравнению с $24 млн в предыдущем году. На Всемирном экономическом форуме 2019 года в Давосе Саки анонсировал запуск нового масштабного проекта — Loop, первой международной платформы для покупки товаров и продуктов в многоразовой упаковке. Все выглядит как обычный интернет-магазин: на сайте Loop можно купить продукцию в режиме онлайн, стоимость товаров адекватна рыночной, но с одним исключением: к обычной стоимости товара клиенты вносят полностью возвращаемый залог, сумма которого варьируется — от 25 центов за бутылку Coca-Cola до $47 за контейнер для подгузников Pampers. К проекту уже присоединились такие компании, как Procter & Gamble, Nestlé, PepsiCo, Danone, Mars Petcare, Mondelēz International и другие.
TerraCycle работает в 26 странах, но Россия в их число пока не входит. Но несмотря на общую не слишком радужную тенденцию, некоторые шаги навстречу осознанному потреблению и отношению к экологии в России все-таки делаются, по крайней мере, на уровне отдельных компаний и брендов. В частности, в апреле 2019 года, на конференции Sustainable Brands, директор по развитию компании Procter&Gamble Виржини Хелиас объявила о том, что Ariel, Tide и другие бренды P&G обязуются сократить в Европе объем использования пластика в упаковке на 30% к 2025 году. К этому моменту компания уже инициировала несколько проектов в России: инвестировала в экологическую модернизацию российских заводов компании за последнии 25 лет $30 млн, сократила объемы несортируемых отходов более чем в 3 раза, научилась экономить на регулярных расходах на сжигание мусора до 13,5 млн рублей в год за счет отправки сортируемого мусора на переработку и вторичное использование. Осенью 2017 года компанией была запущена новая схема логистики продукции завода P&G в Новомосковске для Сибири и Дальнего Востока, которая позволила снизить эмиссию СО2 в среднем на 2,326 тонн в год. Об этих инициативах компания объявила на конференции в Париже, где Forbes Life и встретился с Томом Саки, чтобы узнать, как сделать из социального проекта по-настоящему прибыльный бизнес.
В России вторичная переработка отходов считается чем-то вроде благотворительности, общественной нагрузки. Но доходы TerraCycle растут с каждым годом. Как устроен ваш бизнес?
Здесь возможны различные бизнес-модели. Первая модель — когда мы спрашиваем себя, подлежит ли конкретный предмет вторичной переработке. Если не подлежит, мы обращаемся к заинтересованной стороне — например, P&G в случае с продукцией Gillette — и просим их компенсировать транспортировку, сбор и переработку в обмен на стоимость металла и пластика, который получится из отходов. Мы просим их оплатить переработку за вычетом стоимости материала. И привлекаем финансирование от брендов или ритейлеров. Иногда и от городских властей, например, при переработке жевательной резинки или сигарет. Вопрос в том, зачем они это делают. А делают они это потому, что поняли: люди любят их продукт больше, если в нем заложен какой-то смысл. Вот вы покупаете бритвенные станки? Но вы же не купите их больше, чем нужно? И с зубными щетками так же: больше обычного их покупать не станешь. Но можно предпочесть бренд А бренду Б. И именно поэтому нам удается привлекать финансирование: бренды понимают, что если в товар заложена идея экологичности и какой-то смысл, покупатель предпочитает этот товар другим. Количество купленных товаров не изменится, но сменится марка. Это иллюстрация первой бизнес-модели.
Идея вложить в товары смысл сейчас очень действенна: нас захлестывает негативом, а для человека это слишком
Вторая модель предполагает интеграцию переработанного материала в сам продукт — например, производство бутылок для Head & Shoulders из морского пластика. В этом случае Head & Shoulders покрывает саму стоимость сбора и переработки пластиковых отходов и встраивает этот материал в сам товар. И вновь по той причине, что людям нравится товар со смыслом. В разных регионах и на разных рынках ситуация может варьироваться, но общая идея такая. Ведь сегодня, если задуматься, любые новости обычно плохие. Если открыть газету, новости там одна другой хуже. Окружающая среда страдает, в океане сплошной пластик… Позитив редко встретишь, верно? А людям, мне кажется, очень хочется двух вещей: позитива и причастности к нему. Поэтому идея вложить в товары смысл сейчас очень действенна. Потому что нас захлестывает негативом, а для человека это слишком. Нас выматывает жизнь в мире, где каждый раз, открывая газету, он думает: ну что еще сегодня?