«Соблюдаю интересы мира силами капитализма». Как сын беженцев заработал миллионы на переработке мусора

Том Саки сумел построить на переработке отходов успешный бизнес

ForbesРепортаж

«Соблюдаю интересы мира силами капитализма». Как сын беженцев заработал миллионы на переработке мусора

Ярослав Бабушкин, Юлия Варшавская

gettyimages-880239872.jpg__1557146303__96811.jpg

Сортировка и переработка мусора, забота об экологии и прочие социальные инициативы все еще не пользуются большой популярностью в России и считаются формой благотворительности. Но Том Саки, основатель компании TerraCycle, сумел построить на переработке отходов успешный бизнес. В 2015 году Forbes включил его в список 30 главных социальных предпринимателей мира. Но в интервью Forbes Life Саки признается, что прибыль не является смыслом его жизни.

Компания TerraCycle, основанная в 2001 году студентами Принстонского университета Томом Саки и Джоном Бейером, берется за самые сложные виды мусора, в том числе, сигаретные фильтры, которые перерабатывает в пластиковые гранулы. В 2018 году доходы TerraCycle достигли почти $33 млн по сравнению с $24 млн в предыдущем году. На Всемирном экономическом форуме 2019 года в Давосе Саки анонсировал запуск нового масштабного проекта — Loop, первой международной платформы для покупки товаров и продуктов в многоразовой упаковке. Все выглядит как обычный интернет-магазин: на сайте Loop можно купить продукцию в режиме онлайн, стоимость товаров адекватна рыночной, но с одним исключением: к обычной стоимости товара клиенты вносят полностью возвращаемый залог, сумма которого варьируется — от 25 центов за бутылку Coca-Cola до $47 за контейнер для подгузников Pampers. К проекту уже присоединились такие компании, как Procter & Gamble, Nestlé, PepsiCo, Danone, Mars Petcare, Mondelēz International и другие.

TerraCycle работает в 26 странах, но Россия в их число пока не входит. Но несмотря на общую не слишком радужную тенденцию, некоторые шаги навстречу осознанному потреблению и отношению к экологии в России все-таки делаются, по крайней мере, на уровне отдельных компаний и брендов. В частности, в апреле 2019 года, на конференции Sustainable Brands, директор по развитию компании Procter&Gamble Виржини Хелиас объявила о том, что Ariel, Tide и другие бренды P&G обязуются сократить в Европе объем использования пластика в упаковке на 30% к 2025 году. К этому моменту компания уже инициировала несколько проектов в России: инвестировала в экологическую модернизацию российских заводов компании за последнии 25 лет $30 млн, сократила объемы несортируемых отходов более чем в 3 раза, научилась экономить на регулярных расходах на сжигание мусора до 13,5 млн рублей в год за счет отправки сортируемого мусора на переработку и вторичное использование. Осенью 2017 года компанией была запущена новая схема логистики продукции завода P&G в Новомосковске для Сибири и Дальнего Востока, которая позволила снизить эмиссию СО2 в среднем на 2,326 тонн в год. Об этих инициативах компания объявила на конференции в Париже, где Forbes Life и встретился с Томом Саки, чтобы узнать, как сделать из социального проекта по-настоящему прибыльный бизнес.

В России вторичная переработка отходов считается чем-то вроде благотворительности, общественной нагрузки. Но доходы TerraCycle растут с каждым годом. Как устроен ваш бизнес?

Здесь возможны различные бизнес-модели. Первая модель — когда мы спрашиваем себя, подлежит ли конкретный предмет вторичной переработке. Если не подлежит, мы обращаемся к заинтересованной стороне — например, P&G в случае с продукцией Gillette — и просим их компенсировать транспортировку, сбор и переработку в обмен на стоимость металла и пластика, который получится из отходов. Мы просим их оплатить переработку за вычетом стоимости материала. И привлекаем финансирование от брендов или ритейлеров. Иногда и от городских властей, например, при переработке жевательной резинки или сигарет. Вопрос в том, зачем они это делают. А делают они это потому, что поняли: люди любят их продукт больше, если в нем заложен какой-то смысл. Вот вы покупаете бритвенные станки? Но вы же не купите их больше, чем нужно? И с зубными щетками так же: больше обычного их покупать не станешь. Но можно предпочесть бренд А бренду Б. И именно поэтому нам удается привлекать финансирование: бренды понимают, что если в товар заложена идея экологичности и какой-то смысл, покупатель предпочитает этот товар другим. Количество купленных товаров не изменится, но сменится марка. Это иллюстрация первой бизнес-модели.

Идея вложить в товары смысл сейчас очень действенна: нас захлестывает негативом, а для человека это слишком

Вторая модель предполагает интеграцию переработанного материала в сам продукт — например, производство бутылок для Head & Shoulders из морского пластика. В этом случае Head & Shoulders покрывает саму стоимость сбора и переработки пластиковых отходов и встраивает этот материал в сам товар. И вновь по той причине, что людям нравится товар со смыслом. В разных регионах и на разных рынках ситуация может варьироваться, но общая идея такая. Ведь сегодня, если задуматься, любые новости обычно плохие. Если открыть газету, новости там одна другой хуже. Окружающая среда страдает, в океане сплошной пластик… Позитив редко встретишь, верно? А людям, мне кажется, очень хочется двух вещей: позитива и причастности к нему. Поэтому идея вложить в товары смысл сейчас очень действенна. Потому что нас захлестывает негативом, а для человека это слишком. Нас выматывает жизнь в мире, где каждый раз, открывая газету, он думает: ну что еще сегодня?

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Artnet: самая дорогая картина мира находится на яхте наследного принца Саудовской Аравии Artnet: самая дорогая картина мира находится на яхте наследного принца Саудовской Аравии

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира»

Forbes, июнь'19
Леонид Саблин, о том, как йога поменяла его жизнь Леонид Саблин, о том, как йога поменяла его жизнь

Интервью с Леонидом Саблиным о том, зачем нам всем нужно практиковать йогу

Cosmopolitan, апрель'19
Сезон серебристых облаков начался! Сезон серебристых облаков начался!

20 мая спутник NASA зафиксировал первые серебристые облака 2019 года

National Geographic, май'19
От адыгейского сыра до британского эля: как регионы добиваются монополии на продукты От адыгейского сыра до британского эля: как регионы добиваются монополии на продукты

Далеко не все производители способны соответствовать заявленным требованиям

Forbes, май'19
Летняя смена Летняя смена

Если ты решилась отправить ребенка на отдых в лагерь, волнений не избежать

Лиза, май'19
Панда-альбинос впервые попала на снимок фотоловушки Панда-альбинос впервые попала на снимок фотоловушки

Необычная панда в Национальном природном заповеднике Вэньчуань-Улун

National Geographic, май'19
Снова здоровы: музыканты, которые избавились от зависимостей благодаря спорту Снова здоровы: музыканты, которые избавились от зависимостей благодаря спорту

Как ветеранам шоу-бизнеса удалось не только выжить, но и стать адептами ЗОЖ

Men’s Health, май'19
Золотая ручка: звезды, которых ловили на воровстве Золотая ручка: звезды, которых ловили на воровстве

Мировые звезды зачастую тоже не могут устоять перед «халявой»

Лиза, май'19
Правило № 42: Как вырастить лидера Правило № 42: Как вырастить лидера

Коуч Алексей Ситников учит планировать высокий полет для всей семьи

Tatler, июнь'19
Как JPMorgan, Johnson & Johnson и другие хотят достичь капитализации в $3,1 трлн с помощью блокчейна Как JPMorgan, Johnson & Johnson и другие хотят достичь капитализации в $3,1 трлн с помощью блокчейна

Блокчейн может помочь решить фундаментальную проблему бизнеса

Forbes, май'19
7 неочевидных, но важных симптомов аллергии (один связан даже с либидо) 7 неочевидных, но важных симптомов аллергии (один связан даже с либидо)

И ни в коем случае не лечите аллергию сами!

Playboy, май'19
Песочные замки Песочные замки

Если на Ближнем Востоке строят, то строят с размахом

Seasons of life, март'19
Человек с большой буквы X Человек с большой буквы X

Майкл Фассбендер рассказал о новых точках притяжения

GQ, июнь'19
5 способов классно отдохнуть в гордом одиночестве (если вы внезапно расстались) 5 способов классно отдохнуть в гордом одиночестве (если вы внезапно расстались)

Как отдохнуть, если вчера вы были вместе, а сегодня уже порознь

Лиза, май'19
Что можно есть ребенку в 1 год и еще семь полезных советов для хорошего аппетита Что можно есть ребенку в 1 год и еще семь полезных советов для хорошего аппетита

7 важных правил, чем кормить ребенка в 1 год

Лиза, май'19
Можно ли было предотвратить катастрофу Superjet 100? Мнения пилотов и авиаэкспертов Можно ли было предотвратить катастрофу Superjet 100? Мнения пилотов и авиаэкспертов

Почему аварийный лайнер рискнул пойти на посадку с полными баками

Forbes, май'19
Пессимизм заразен: доказано воронами Пессимизм заразен: доказано воронами

Ученые обнаружили у обыкновенных воронов способность к эмпатии

National Geographic, май'19
Почему Трамп может стать величайшим лузером Америки: разгром его доходов Почему Трамп может стать величайшим лузером Америки: разгром его доходов

The New York Times опубликовала отчет об интересной жизни финансов Дональда

Playboy, май'19
Нацистская Нацистская

«Фюрербункер» в подвале Имперской канцелярии был довольно сложным

Популярная механика, май'19
Удовольствие по щелчку Удовольствие по щелчку

Весь мир охвачен селфи, как пандемией

Вокруг света, июнь'19
Выше уровнем Выше уровнем

Лестница в доме не только функциональная необходимость

SALON-Interior, июнь'19
Как бывший чиновник из России развивает сеть детских парков «Кидзания» в США Как бывший чиновник из России развивает сеть детских парков «Кидзания» в США

Как россиянину удалось найти влиятельных партнеров на американском рынке

Forbes, май'19
«Из куска фанеры можно сотворить чудо»: кто и как в России создает редкие автомобили «Из куска фанеры можно сотворить чудо»: кто и как в России создает редкие автомобили

О мире автоэкзотики и уникальных мастерах-энтузиастах, работающих в наших краях

Men’s Health, май'19
Красиво жить! Красиво жить!

Нати Ко делится с Grazia своими мыслями

Grazia, май'19
Кэмп как он есть: какие необычные вещи делали знаменитости на балу MET Gala (и зачем) Кэмп как он есть: какие необычные вещи делали знаменитости на балу MET Gala (и зачем)

Моменты, показывающие, что красные дорожки стали площадкой для самовыражения

Esquire, май'19
Met Gala 2019, каким мы его не знали: 5 малоизвестных фактов о Бале костюмов Met Gala 2019, каким мы его не знали: 5 малоизвестных фактов о Бале костюмов

Что мы еще не знаем о предстоящем Бале костюмов

Cosmopolitan, май'19
«Создавай – Созидай – Совершенствуй»: как работают в «Антэк» «Создавай – Созидай – Совершенствуй»: как работают в «Антэк»

Компания, которая 18 лет производит тару и упаковку из гофрокартона

National Geographic, май'19
Пастушья воля Пастушья воля

Настоящий венгерский гуляш: это не суп, а вольный пастух

Вокруг света, июнь'19
Бьянка Балти Бьянка Балти

Бьянка Балти — амбассадор парфюмерной линии Dolce & Gabbana

Elle, июнь'19
Только турник и брусья: бодрая весенняя тренировка во дворе Только турник и брусья: бодрая весенняя тренировка во дворе

Поздравляем, турники окончательно оттаяли

Men’s Health, май'19