День энтузиаста
Сергей Карякин – первый российский спортсмен, проехавший самый престижный ралли-марафон «Дакар» на квадроцикле. А через три года после дебюта Сергей стал сильнейшим в своем классе!
Мы уже привыкли, что в ралли-рейдах побеждают наши КамАЗы. Завод из Набережных Челнов справедливо видит в автоспорте инструмент для продвижения своей продукции и выделяет на него солидные деньги. Камазовский коллектив – высокопрофессиональная гоночная команда, превосходящая конкурентов в своем классе. Знаменитый марафон Dakar Rally уже давно проводится не в Африке, как раньше, а в Южной Америке, что не мешает нашим спортсменам продолжать победные традиции. Вот и в этом году в грузовом зачете победу одержал экипаж команды «КамАЗ-мастер» во главе с Эдуардом Николаевым.
Но в других категориях успехи представителей России всегда были скромны. Наши спортсмены не побеждали ни на легковых автомобилях, ни на мотоциклах, ни на мотовездеходах. А класс квадроциклов открыл для России в 2014 году именно Сергей Карякин. Четвертый Dakar Rally стал для него победным. И это не просто успех в важном спортивном соревновании… Гонщик из Екатеринбурга и подобные ему спортсмены возрождают изначальный смысл авто- и мотоспорта, битвы механиков-энтузиастов, готовящих к старту собственную технику. Смысл, который давным-давно утрачен в нынешних гонках, насквозь коммерческих.
Деньги решают не все
В былые времена практически все технические виды спорта были уделом рукастых энтузиастов. Даже автомобиль для «Формулы-1» можно было построить в какой-нибудь маленькой мастерской, затратив не очень большие деньги. Сегодня все иначе. Болельщики наивно предполагают, что главные действующие лица на кольцевых и раллийных трассах – гонщики. Не то чтобы это ошибка, но… не вся правда! Любой чемпион на второсортной технике мигом окажется в рядах аутсайдеров. Надо подготовить к старту мощный болид, превосходящий те, что есть у конкурентов. Для этого нужны усилия конструкторов и инженеров, дорогостоящие станки, научные исследования, продувки макетов в аэродинамической трубе. Затраты, затраты, затраты…
Вот и получается, что на высшем уровне способны выступать команды крупных корпораций или хотя бы те, кто получает от акул бизнеса солидную спонсорскую поддержку. Финансисты, маркетологи, агенты по продажам рекламы – неужели они настоящие герои гоночных трасс? Выходит, да. Причем это касается любых более-менее популярных соревнований с «телевизионным» потенциалом – «Формулы-1», кольцевых гонок на выносливость, раллийного чемпионата или ралли-рейдов. Сохранился ли где-то автоспорт в чистом виде, без примеси коммерции?
Карякина тоже привлекал блеск сверкающей витрины автоспорта. Он выступал в WRC Academy, молодежном чемпионате мира по ралли в рамках мировой серии, в одной из гонок попал в тяжелейшую аварию. Но не она стала причиной того, что Сергей сменил спортивную специальность, а финансовая недоступность раллийных соревнований высшего уровня, оставляющая за бортом тех, кто не нашел щедрых спонсоров. Карякин обратился к транспортному средству, тренироваться на котором начал, можно сказать, с детства.
Он попросил родителей купить ему мотоцикл, на что те не согласились – опасно! Взамен Сергей получил квадроцикл – и вскоре до винтика знал его конструкцию. Когда он впервые принял участие в соревновании на квадроциклах, ему вместо положенных минимальных восемнадцати лет было лишь четырнадцать. Родители дали расписку, взяв ответственность на себя. Чинить и обслуживать технику, а позже и готовить ее к соревнованиям молодому спортсмену приходилось самостоятельно. Впрочем, в 2008 году Карякин познакомился с механиком Сергеем Говорухиным, который до сих пор ездит с ним на гонки. С 2011 года с ним работает менеджер и тренер Александр Доросинский. Они составляют ядро небольшой команды Карякина – команды, спаянной не только общим делом, но и дружбой, взаимным доверием и высокими целями.