1917, 1931, 2019. Почему искусство заканчивается
Порой искусство замолкает. Так уже случалось в нашей истории, например, в 1917 году и в начале 1930-х. И сейчас вновь искусство в России замолчало
В музее «Арт4» 24 октября на вернисаже московской выставки наиболее радикальных художников нашего времени (Павленский, Pussy Riot, группа «Война»), с мужественным протестным видеорядом, включая выступление Бориса Немцова в Киеве незадолго до гибели, собралось много прекрасных людей. Шум, гам, общение, знакомые, друзья, сигареты на улице, знаменитости, фотографы, интервью. Все компоненты большого выставочного успеха. Да еще в центре столицы.
На стенах талантливые работы, начиненные решительным вызовом. И эта знаменитая курица, вылезающая из вагины, и этот разведенный Литейный мост длинною в хороший член. Все это нравится, нравится, нравится. Все это хорошо.
Но, несмотря на то что все это сделано буквально вчера, что это совершенно современное искусство, есть ощущение, что это уже другое, пережито́е время, уходящая натура. Что-то вроде исторической выставки. Почти академическая экспозиция.
И, видимо, не потому, что многое превратилось в дежавю и не бьет по мозгам. Курица не вдохновляет дважды, как бы ты ни ценил ее художественную стоимость.
Не потому, не потому, а все-таки почему?
Мы ведь все (нормальные люди) уважаем храбрость и бескомпромиссность этого творчества, которое на наших глазах перестает быть распредмеченным искусством, которое и искусством многие не считали, а входит в русло уже не бунта, а традиции.
Не слишком ли быстрая трансформация?
Но ведь это искусство в такой скорости достойного устаревания не повинно.