Пол Смит – о том, каково одевать Дэвида Боуи и зачем продавать пылесосы в магазине одежды
50 лет в модном бизнесе глазами одного рыцаря.
В мире осталось не так много дизайнеров, чьи имена уже стали нарицательными и чью эстетику можно безошибочно распознать с первого взгляда, – по способу драпировки или же благодаря особенному сочетанию цветов. Среди них, например, Ральф Лорен – отец-основатель современного американского стиля. Мастер оверсайз кроя – Джорджо Армани. В этой же компании – Миучча Прада и Эди Слиман. И, разумеется, сэр Пол Смит. Последние 50 лет он продвигает свое уникальное видение по всему миру и сохраняет бодрость во всех сферах жизни: начиная с дизайна и заканчивая физической активностью – Смит до сих пор каждый день встает в пять утра и первым делом идет в бассейн.
Фирменный стиль Paul Smith – красочные костюмы и переосмысленная классика casual (например, приглушенные макинтоши с яркими полосками или шелковые бомберы). Прикоснуться к этой эстетике можно в любом из 166 бутиков бренда по всему миру. Один из них расположился в московском ГУМе – в конце октября там открылся обновленный магазин Paul Smith. В него стоит заглянуть, даже если вы не планируете ничего покупать, – можно зайти, чтобы посмотреть на картины современных художников или на винтажную мебель, которую свозили в бутик со всего мира. В московском флагмане будут представлены основные коллекции линий Paul Smith и PS Paul Smith, а также здесь будут доступны специальные коллаборации.
50-летие бренда – достойный повод вспомнить все, поэтому мы решили расспросить его создателя о главных событиях этих десятилетий. От первого шоу в Париже до наших дней – в воспоминаниях сэра Пола Смита.
1970-е
Первый магазин Paul Smith открылся в 1970-м, а дебютный показ коллекции состоялся в Париже в 1976 году.
«Мы начали делать показы зимой 1976-го. Тогда я представлял коллекции в крохотных отельных номерах в Париже, потому что больше нигде не было Недель моды – ни в Милане, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке. Был только Париж. Я приятельствовал с ребятами из Королевского колледжа искусств, они работали дизайнерами и жили в чудесной квартирке на рю де Вожирар. Как-то за ужином они предложили провести показ прямо у них дома. Я ответил: «Было бы превосходно!». Это была квартира на втором этаже, с большими окнами и паркетом. Чтобы попасть на шоу, гости должны были постучать (над дверным звонком была прикреплена маленькая визитка Paul Smith) – возможно, больше таких показов ни у кого не было.
Мы организовывали показ своими силами, как могли. Музыка играла с моего кассетного магнитофона, одна и та же кассета просто звучала по кругу. Мы заплатили моделям, но они согласились работать за очень умеренные деньги. Мы с Полин (жена Пола, с которой они вместе с 1967 года – Прим. ред.) в буквальном смысле подшивали каждые брюки, участвовали во всех примерках. Это было просто чудесно. Если бы такой показ провели сегодня, он точно запомнился бы всем. Зрителей было всего около 35 человек, все прошло в очень дружественной атмосфере.
К тому моменту я уже работал на фрилансе в нескольких компаниях, немного стилизовал. Мы дружили с ребятами из журналов Arena и Face, несколько дней в неделю я подрабатывал как дизайнер в Browns. Все эти связи помогли мне выйти на людей в универмагах Barneys и Bergdorf Goodman в Нью-Йорке и Seibu – в Японии. Чудесным образом, большинство из них пришли на шоу. Сейчас, конечно, расписание Недель моды настолько плотное, что вряд ли можно представить кого-либо из них на показе молодой марки. Но тогда в сезон проходило всего около 30 презентаций, а я к тому же был новеньким. Что до освещения в прессе, то у нас был кто-то из Daily News Record (впрочем, я не уверен, что это издание все еще существует) и, кажется, из Women’s Wear Daily. В той квартире я провел два показа, но продолжить в том же духе не удалось из-за жалоб соседей.
Примерно год спустя я показал третью или четвертую коллекцию в Париже в минималистичной галерее с голыми бетонными стенами. Ею владел дизайнер интерьеров Андре Путман. Все модели на показе были темнокожими, одежда – яркой, на фоне играл даб. Подход был совершенно иной. Джин Прессман – в то время co-CEO в Barneys сказал мне: «Что ты наделал?».
Я тогда очень испугался, подумал, что зашел слишком далеко.
Но эта коллекция продавалась куда лучше предыдущих. Просто в тот момент я опередил время. Это не было слишком радикально и все равно привлекало байеров, но все-таки было удивительно. Тогда все знали, что британские дизайнеры шьют одежду из британских тканей – например, твида. А тут я с фактурным шелком и хлопком, да еще и ярких расцветок – малинового оттенка или «синего Ива Кляйна».
Мне кажется, именно после того шоу появилось выражение classic with a twist, которое к нам часто применяют и сейчас. Всю эту одежду можно было носить каждый день, но при этом наши вещи выделялись».
1980-е
Смит начинает продавать в своих магазинах не только одежду и аксессуары, но и совсем неожиданные товары – например, органайзеры Filofax или пылесосы Dyson. С этого момента подход к шопингу навсегда меняется.
«9 октября 1970 года я открыл свой первый магазин. Это было крошечное помещение без окон, которое работало только по пятницам и субботам. Если вы попадали туда, то первым делом видели меня и афганскую борзую – и уже в этот момент в магазине было довольно тесно. Тогда меня и посетила мысль, что можно продавать не только одежду, но и какие-то мелочи. Например, постер, который я подрезал в одном из парижских кафе (разумеется, с согласия владельцев) или перочинный ножик, который мы с Полин купили в Греции. Такие вещи помогали людям расслабиться в замкнутом пространстве.
В 1979-м я приехал в Лондон и открыл магазин на Флорал-стрит – это был первый минималистичный бутик во всей Англии. Деян Суджич из Музея дизайна писал, что подобных магазинов больше не было, – потрясающий комплимент. Если вы сейчас подумали про Comme des Garçons и другие японские бренды – Issey Miyake, Yohji Yamamoto, – то они появились лишь в 1980-е. Мой бутик представлял собой пустое помещение из голого бетона.
Примерно в 1982-м меня впервые пригласили в Японию – с тех пор я побывал там, наверное, раз сто. Там работают многие мои магазины. В те времена Японию наводнили гаджеты: черные матовые часы, черные матовые ручки и черные матовые зажигалки. Портативные факс-машины, наручные часы, которые превращались в роботов. Я скупал все это и перепродавал в магазине.