Гедимин и его потомки
Все правители Москвы со времён Василия I были потомками литовских князей.
О происхождении Гедимина нет достоверных сведений — одни легенды. Во всяком случае, вряд ли он имел родство с первым королём Литовского государства Миндовгом.
Литва как будто начинается снова: русские города, вроде бы присоединённые Миндовгом, получают новых наместников-литвинов. Но где-то у власти остаются Рюриковичи. Разумеется, при условии признания верховенства Гедимина.
В 1323 году Гедимин основывает Вильно как великокняжескую столицу. Фактически именно Гедимин, а не Миндовг становится основателем того Великого княжества Литовского, которое уже через несколько десятилетий распространится от Балтики до устья Днепра.
Самое же удивительное в этой истории, что территориальный рост происходил в основном мирно, без кровопролития. Скажем, Волынь была приобретена благодаря браку сына Гедимина, Любарта (в православии — Димитрия), с дочерью Андрея Юрьевича, последнего Рюриковича на владимирском столе. Пинские, друцкие, клецкие, туровские удельные князья пишутся в грамотах «младшими братьями» Гедимину, отдаваясь под его покровительство.
На этом фоне весьма сомнительным выглядит сообщение ряда источников о битве на реке Ирпень, в которой Гедимином была разгромлена якобы противостоящая ему коалиция южных Рюриковичей во главе с неким киевским князем Станиславом, вроде бы происходившим из Ольговичей черниговских. Достоверных сведений о Станиславе в этой линии Рюриковичей не имеется. Даже если овладению Гедимином Киева предшествовало какое-то сражение,