Погода в доме: как сохранить устойчивые отношения в коллективе во время кризиса
Атмосфера в рабочем коллективе напрямую влияет на его работоспособность и финансовые результаты компании. В непростой ситуации, в которой мы все оказались, важно позаботиться о поддержании этой атмосферы. Что стоит и чего не стоит делать, как вести себя руководителю в кризисные времена — мы узнали у психолога и специалистов из сферы HR.
О чем тревожатся сотрудники
Большинство страхов и тревог работников во время кризиса связано с экономическим положением бизнеса, проблемами с рынками сбыта и другими факторами, которые опосредованно могут повлиять на каждого. Если проще — людям важно, чтобы им вовремя и в полном объёме платили зарплату и, конечно, чтобы их не уволили.
«Кто-то может бояться, что из-за увольнений нарушится атмосфера в коллективе, — говорит психолог и гештальт-терапевт Андрей Ралько. — Если происходит поляризация коллектива во мнениях о сложившейся ситуации, это тоже может действовать негативно на продуктивность. Человееек может чувствовать себя в меньшинстве со своим мнением. Это большой стресс. Особенно тяжело, если руководство придерживается другой точки зрения. Есть люди, которые воспринимают коллектив как вторую семью и значимость этого для них повышается. Для людей, чётко отделяющих рабочий контекст от личного, поляризация проходит проще. Они склонны не смешивать две части жизни и дистанцироваться».
«У энтузиастов, которые очень любят свою работу, также возникают опасения относительно выживаемости бизнеса в новых условиях. Появляется страх, что компания не просто ужмётся и сократит расходы, а уйдёт с рынка и закроется», — добавляет Виктория Болотских, руководитель HR-проектов Platforma.
У Марины Львовой, директора по организационному развитию hh.ru, есть хорошая новость: пока что её команда не видит массовых увольнений, сокращения зарплат, урезания соцпакетов, премий и бонусов, как в кризисные 2009 и 2014 года или в марте 2020 года, когда началась пандемия.
«Тем не менее у некоторых сотрудников мог произойти разрыв между ожиданиями от корпоративной культуры и реальностью, — добавляет она. — По накалу эмоций нынешняя ситуация не уступает началу 2020 года. Но тогда компании регулярно проводили встречи с руководителями, вебинары, писали поддерживающие письма, а сегодня многие просто замолчали. Да, сегодня у нас больше информации, но чтение новостей не снижает тревожность, а, напротив, подпитывает чувство страха и неопределённости. Поэтому грамотные коммуникации с сотрудниками необходимы. Особенно сильно отсутствие поддержки ощущают в компаниях с развитой корпоративной культурой, где коллектив позиционируют как одну команду. У таких работников больше ожиданий поддержки, чем там, где такой риторики никогда не было. Если диалога не последует, люди будут чувствовать, что их бросили».