Подземные жадины
Как дразнили друг друга пассажиры метро
В предыдущих сериях
В прошлом феврале мы решили сыграть в игру: спросить наших читателей, как они заканчивают дразнилку «жадина-говядина», чтобы проверить распространенное в соцсетях убеждение, что жители столицы продолжают дразнилку словами «турецкий барабан», а провинциала легко определить по словам «соленый огурец». Мы сделали простую анкету, опубликовали ее на сайте, расшарили ее в соцетях и в паблике «Лентач», и к своему удивлению получили огромное количество ответов: больше 40 тысяч.
Справиться с этим валом информации было непросто, но в конце концов мы его обработали и нашли массу интересных вещей. Например, мы подтвердили, что «турецкий барабан» может служить маркером москвича, но не только — оказалось, что этот вариант распространен еще в Пензенской области. Мы нашли уникальный вариант «кошка-поросятина», который не встречается больше нигде, нащупали линию «Псков-Курган», которая отделяют зону «шоколадины» на севере от области «огурца» на юге. Теперь, благодаря ответам на опрос, проведенный «МаксимаТелеком» и «Квант», мы можем посмотреть детально, что известно про жадин пассажирам метро Москвы и Петербурга.
Ожидания и реальность
Когда мы получили весь этот гигантский объем данных, мы во-первых, очень обрадовались (это в три раза больше, чем в нашем прежнем массиве). Во-вторых , мы начали строить гипотезы. Поскольку весь объем данных относился к двум столичным городам, мы рассчитывали увидеть в нем решительное преимущество исконных вариантов — «барабана» и «шоколадины» — перед общероссийским «огурцом», причем мы ожидали, что в старших возрастных группах исконные варианты будут приближаться к 100 процентам. Мы надеялись составить карту Москвы по проценту «барабана» и, может быть, увидеть на ней контуры старой довоенной Москвы.
Забегая вперед, скажем, что ни одно из этих ожиданий не оправдалось. К нашему удивлению, пассажиры метро практически никак не отличались от среднероссийского респондента, который отвечал на наши вопросы в соцсетях. Причем в старших возрастах картина отличалась далеко не так сильно, как мы рассчитывали: некоторый прирост наблюдался, но даже в группе старше 45 лет исконные варианты не дотягивали до трети. Наконец, никаких исторических очертаний на карте Москвы мы увидеть не смогли: точки с большей и меньшей долей «барабана» выглядели хаотически разбросанными, никакой ожидаемой концентрации в центре не оказалось.
Что же мы обнаружили? Читайте дальше.
Жадины на работе и дома, в молодости и в старости
Респонденты — пассажиры метро, которые подключались к бесплатной сети Wi-Fi MT_FREE в вагонах подземки. Каждый раз при подключении пользователю демонстрируется реклама, а в этом случае им предлагалось еще и ответить на вопрос: как вы продолжите дразнилку «жадина-говядина». Выбрать предлагалось из трех вариантов ответов: «соленый огурец», «большая шоколадина» и «турецкий барабан», то есть никаких новых вариантов продолжения мы узнать не могли.
Опрос был необязательным, пользователи могли пропустить его, это не мешало им подключаться к сети. Вопросы пассажирам задавали в период с 10 января по 10 февраля 2020 года. Всего этот опрос увидели 702442 пассажира московского метро и 227732 — петербургского, из них в Москве на вопросы ответили 138164 пассажира, а в Петербурге — 43650.
Для значительной части ответивших на опрос пассажиров мы знаем станции, где они подключаются к сети утром и отключаются вечером (там, как можно предположить, они выходят и идут домой) и станции, где они выходят из сети утром и наоборот, подключаются вечером (там, видимо, находится их работа). Конечно, это предположение не работает для тех, кто работает в ночную смену, но таких людей относительно немного.
Станции удалось определить не у всех. «Домашние» станции не получилось точно определить для 57,6 процента опрошенных, а «рабочие» — для 44 процентов. Однако собранных данных было достаточно, например, для того, чтобы увидеть маятниковые миграции. Мы не удержались и сделали гифку, на которой видно, как москвичи каждое утро путешествуют из спальных районов в центр и обратно: