«Он великолепен, но я не хочу работать с ним снова»: история Стива Перлмана, который помог появиться Android и Smart TV
Перлман ушел из Apple и Microsoft и продал несколько стартапов. По словам партнёров и сотрудников, работать с ним очень непросто — а сам предприниматель считает, что некоторые люди с «посредственными талантами» из ревности посвящают свою жизнь борьбе с гением.
Стив Перлман придумал концепцию интерактивного телевидения задолго до появления Smart TV, инвестировал в операционную систему Android, когда мало кто верил в успех проекта, и разработал программу, которая впервые позволила воспроизвести видео на компьютерах Apple.
Он продал одну из своих компаний Microsoft за $425 млн, почти совершил революцию в игровой индустрии, а теперь судится с Disney и работает над альтернативной технологией высокоскоростной мобильной связи.
Детство и образование
Стив Перлман родился в Уэст-Хартфорде, штат Коннектикут, в 1961 году. Он с детства увлекался искусством — в начальной школе снимал короткометражные фильмы с использованием глиняной анимации.
Ещё одной его страстью были технологии: в старших классах будущий изобретатель собрал свой первый компьютер и начал учиться разработке.
По словам Перлмана, он уже в подростковые годы осознал свое истинное призвание в жизни: «делать технологии, позволяющие людям создавать собственные миры и взаимодействовать друг с другом».
В 1979 году Перлман поступил в Колумбийский университет. Он проявлял интерес к гуманитарным наукам, несмотря на то, что специализировался на информатике. Позднее предприниматель признавался, что всегда рассматривал технологии как инструмент для обмена мыслями и идеями, а не как самоцель.
В 1983 году Перлман получил степень бакалавра. Поработав несколько месяцев у издателя видеоигр Atari и производителя игровых приставок Coleco, он устроился инженером в Apple.
QuickTime, разработка первого в мире смартфона и игры по сети
В Apple Перлман попал в исследовательскую лабораторию Advanced Technology Group, которая работала над средой для программирования HyperCard, медиаплеером QuickTime, технологией для создания панорам QuickTime VR и другими проектами.
В конце 80-х Перлман создал программу QuickScan, которая впервые позволила воспроизводить видео на Mac. Чтобы она работала корректно, нужен был дополнительный процессор. Это сделало бы компьютеры слишком дорогими, поэтому в широкое пользование разработка не поступила.
Позднее QuickScan легла в основу мультимедийного плеера QuickTime. К моменту его релиза Перлман уже уволился из Apple, разочарованный тем, что его идеи не нашли воплощения в реальных продуктах.
Он перешёл в компанию General Magic, основанную бывшими инженерами Apple Марком Поратом, Биллом Аткинсоном и Энди Херцфельдом. С 1990 по 2002 год команда работала над созданием «персонального коммуникатора» — карманного устройства, который позволил бы получать сообщения, выполнять вычисления и принимать звонки.
По описанию устройство напоминало современный смартфон. General Magic действовала в условиях полной секретности, но привлекла в качестве инвесторов и партнеров крупные телекоммуникационные компании, включая Sony, Motorola, Matsushita, Philips и AT&T.
Перлман получил должность управляющего директора по продуктам. Он работал два с половиной дня в неделю, а остальное время занимался своим проектом — искал способ подключить телевизор к интернету, чтобы создать интерактивное телевидение.
Позднее изобретатель рассказал, что эта идея преследовала его еще со времен работы в Apple. В 1994 году руководство General Magic предложило Перлману реализовать проект в рамках компании под рабочим названием Magic TV. Но несколько месяцев спустя его «заморозили», и изобретатель подал в отставку.
В 1995 году General Magic провела IPO, и к концу первого дня торгов их цена акции выросла больше чем в два раза — с $13 до $26,6 за штуку. Но к 2002 году General Magic обанкротилась, так и не выпустив на рынок ни одного устройства.
В 1994 году Перлман стал сооснователем и техническим директором компании Catapult Entertainment, которая разработала модем для игровых консолей Sega Genesis и Super Nintendo Entertainment System — Xband.
Технология впервые позволяла владельцам приставок играть друг с другом через интернет. Первоначально система поддерживала шесть игр: Mortal Kombat I & II, NBA Jam, Madden NFL ’95 и NHL ’94 & ’95.
Рекламный ролик Xband, 1994 год
В 1994 году проект привлек инвестиции от кинопродюсера Джона Дэвиса — сына миллиардера Марвина Дэвиса, владевшего 20th Century Fox. Несмотря на масштабную рекламную кампанию, количество пользователей сервиса не превысило 15 тысяч. Проект Xband не принёс прибыли, и к 1997 году его закрыли.
Перлмана уволили с должности технического директора еще в 1995 году — из-за разногласий с командой.
Он абсолютно великолепен, но я никогда не хотел бы работать с ним снова.Стив Росковски сооснователь Catapult Entertainment о Перлмане
Не только Стив Росковски высказывался о Перлмане в подобном ключе. Сам предприниматель объяснял трудности в отношениях с руководителями и коллегами «синдромом Сальери», названным в честь антагониста Моцарта. По мнению Перлмана, проблема состоит в том, что люди с «посредственными талантами» из ревности посвящают свою жизнь борьбе с гением.
Предвестники Smart TV
Перлман не оставил идею создать интерактивное телевидение. В 1995 году он вместе с бывшими коллегами из Apple — Брюсом Ликом и Филом Голдманом — основал компанию WebTV Networks. К ним присоединился бывший инженер General Magic Энди Рубин, известный как создатель операционной системы Android.
Команда занялась разработкой приставки WebTV для выхода в интернет через телевизор. Новая технология, по задумке Перлмана, должна была сделать интернет доступным простым людям — им бы не пришлось покупать дорогостоящий компьютер и учиться им пользоваться.
Перлман вновь получил поддержку от семьи Дэвис — Марвин Дэвис на старте инвестировал в WebTV $1,5 млн. Этих денег хватило ненадолго, поэтому Перлман заложил свой дом и продал все активы, чтобы продолжить разработку.
Параллельно предприниматель искал средства. Он вел переговоры с сооснователем Microsoft и владельцем инвестиционной компании Vulcan Ventures Полом Алленом, с представителями Sony и Philips, но никто из них не стал ни вкладывать деньги, ни сотрудничать с компанией.
Я думаю, многие из них были кем-то вроде стервятников — они ждали нашего провала, чтобы потом по дешевке подобрать то, что от нас останется. Ведь они определенно видели ценность в том, что мы делали. Стив Перлман
В результате поисков Перлман привлек $9 млн от инвестиционного фонда Brentwood Associates — и ситуация резко изменилась. Вскоре после сделки и Sony, и Philips согласились на производство приставок на основе программного обеспечения WebTV, а в новом раунде компания получила около $35 млн от группы инвесторов.