«Подушка безопасности измеряется неделями»: Эмин Агаларов о риске банкротства, кредитах в долларах и пустых ТЦ
Эмин Агаларов, музыкант и вице-президент Crocus Group, рассказал Forbes Digest о падении посещаемости в торговых центрах в 1000 раз, рисках банкротства без поддержки государства и грустном творчестве в условиях карантина
Здравствуйте, дорогие друзья, с вами Forbes Digest на удаленке. Сегодня у нас в гостях музыкант и бизнесмен Эмин Агаларов, первый вице-президент Crocus Group. Они находятся в по-настоящему тяжелой ситуации, потому что практически весь их бизнес находится в офлайне и сейчас закрыт. Эмин, здравствуй.
Здравствуйте.
Как настроение у тебя в эти нелегкие дни?
Как у всех, настроение неопределенное, я сейчас нахожусь на работе. Мы распустили большинство сотрудников, закрыли все наши торговые центры, то есть торговые центры открыты, магазины в них все закрыты, работают только аптека и банк. Поэтому так я вчера прогулялся, очень все это выглядит грустно.
Вы дали каникулы вашим арендаторам?
По сути, произошло следующее. Решением правительства арендаторы вынуждены быть закрытыми. Соответственно, когда они закрыты, было бы странно, если бы мы с них пытались получить какую-то арендную плату, которая, в любом случае, прекратилась. Говорить отдельно о каких-то каникулах, наверное, будет нецелесообразно, потому что мы не очень понимаем, какую поддержку получим от государства. Мы все слышали выступление президента. Но, по факту, сегодня аренду мы не собираем, объекты у нас закрыты, зарплату мы платим, налоги мы, вроде бы, должны платить, хотя, вроде, обещали, что будет поблажка. А самое главное — никто нам не дал никаких каникул или послаблений по нашим кредитным обязательствам.
Как ты считаешь, вы переживете этот кризис?
Хотелось бы оставаться оптимистом и надеяться на то, что переживем. Поскольку компании Crocus уже более 30 лет, наверное, или около 30 лет, пережили все кризисы: 98-го, 2008-го… Но такого на нашей памяти нет. Мы надеемся, что это все достаточно скоро закончится, потому что понятно, что подушка безопасности есть, но она измеряется неделями, в нашем случае, потому что у нас работает свыше 15 000 человек. Просто взять заработный фонд — уже катастрофическая цифра - без доходов мы, фактически, ее долго платить не сможем.
Сейчас вы сохраняете зарплату своим сотрудникам? Или кого-то сократили уже?
Пока никого не сократили, пока все сохраняем, ждем и следим за тем, что будет дальше.
А чего ждете?
С одной стороны, поддержки правительства, с другой стороны, по линии нашего планирования хотелось бы понимать: мы планируем это на недели, месяцы или планируем до конца года? От этого будет, естественно, зависеть, как мы дальше двигаемся. Понятно, что, если это месяц, и все закончится, тогда окей, как-то без фатальных последствий переживем. Но, если это продлится полгода, то есть президент сказал никого не увольнять, не сокращать. Понятно, это то, за что мы тоже хотели бы бороться, но, в то же время, а чем платить, если нет доходов? У компании доходов ноль сейчас, что нам делать?
Ты видишь какой-то правильный опыт в мире, который применяется к подобному бизнесу, как ваш, например?
Насколько я понимаю, Россия выделила 4 миллиарда евро, Америка выделила 2 триллиона, Италия выделила 500 миллиардов евро, Испания — 300 миллиардов. Здесь вопрос денег, на самом деле, чтобы спасти все бизнесы, и чтобы люди не остались без работы, потому что все эти предприятия очень быстро могут обанкротиться, никто не ожидал, никто не представлял, что по всем направлениям будет такая ситуация. Если этим бизнесам и предприятиям не помочь, все задохнутся.
У вас есть диверсификация какая-то в компании? Грубо говоря, помимо офлайна, есть ли что-то, что позволит выживать? Рестораторы, и ты, в принципе, тоже ресторатор, в некотором понимании, работают сейчас на доставку, пытаются менять свой бизнес, делать его онлайн. В вашем случае можно ли поддержать такую махину работой в режиме онлайн?
Конечно, нет. И у нас очень разные бизнесы. Допустим, есть направление Crocus-фитнес. Там 380 человек работает, если я не ошибаюсь. Мы запустили онлайн-тренировки. Это 5-10 тренировок в день, которые стоят тысячу рублей. То есть спасти многомиллионный бизнес таким образом невозможно. Концерты. У нас закрыто два концертных зала: Crocus City Hall и VEGAS City Hall. Соответственно, отменены десятки концертов. Перевести их в онлайн — это не монетизируется. Закрыты наши торговые центры — там тоже доставку, даже логистику невозможно продумать. Рестораны — да, доставка есть, но это мизер, даже не закроется 10% заработного фонда. В ресторанах у меня работает около 1800 человек, соответственно, прокормить этих людей зарплатой будет достаточно сложно, если мы рестораны не откроем. Вот и все.