Выставка онлайн: модные универмаги с историей в «Гараже»
Мы продолжаем изучать выставку музея «Гараж» Atelier E. B «Прохожий» в онлайн-формате. На этот раз куратор экспозиции Оксана Полякова рассказывает о двух модных универмагах — московском и нью-йоркском, а также одном необычном лондонском бутике.
Выставка Atelier E.B «Прохожий» — путешествующий проект, до приезда в Москву состоявшийся на двух площадках: в галерее «Серпентайн» в Лондоне (2018) и пространстве Lafayette Aticipations в Париже (2019). По замыслу художницы Люси Маккензи и дизайнера Беки Липскомб (вместе — Atelier E. B), экспозиция в Музее «Гараж» должна была стать финальной остановкой проекта, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы. Закрытие выставки для посетителей на время карантина открыло новый виток ее путешествия: на лендинге «Гараж. Самоизоляция», в социальных сетях, в текстах и фотографиях.
Каждая версия этой экспозиции неразрывно связана с местным культурно-историческим контекстом, и московская итерация проекта не стала исключением. Если выставка в галерее «Серпентайн» была во многом посвящена модной индустрии послевоенной Британии, а экспозиция в Lafayette Aticipations — Всемирным выставкам в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке, то предварявшее выставку в «Гараже» «Полевое исследование», предпринятое Люси Маккензи и Бекой Липскомб вместе с художником Маркусом Прошеком, имело своей целью выяснить, как функционировали мода и розничная торговля в условиях плановой советской экономики.
Название выставки подчеркивает важность фигуры потребителя моды, которым оказывается не только покупатель нарядов из последних коллекций знаменитых модных домов, но и прохожий-фланер, заглядывающий в витрины магазинов, следящий за модными новинками в журналах, книгах и в интернете. Выставка «Прохожий» задумана как приглашение к размышлению о том, так ли очевидны различия между магазинной и музейной витриной, между практиками коммерческого и музейного показа. Значимая часть экспозиции рассказывает о людях, работавших в модной индустрии и связанных с ней областях визуальной культуры, чьи новаторские идеи находили свое воплощение в оформлении витрин таких магазинов, как Sacks Fifth Avenue, Tiffany & Co и Bonwit Teller в Нью-Йорке, Simpsons of Piccadilly и The Pineal Eye в Лондоне, московского ГУМа.
ГУМ — «Витрина» советской торговли
Государственный универсальный магазин (получивший это название в 1921 году) с момента своего повторного открытия в 1953 году стал символом советской розничной торговли. Ассортимент универмага был невероятно широк — от готового платья, обуви и мехов до игрушек и канцелярии, всего — 11 отделов и более 30 тыс. наименований. Многие советские граждане стремились в ГУМ не за покупками, а для того, чтобы насладиться невероятным разнообразием товаров, богатством прилавков и витрин.