Рассказ российского писателя Евгения Гаркушева «Две минуты реального времени»

Популярная механикаКультура

Карантинное чтение: как получить искусственное золото

Продолжаем публикацию научно-фантастических рассказов, которые помогут вам скрасить домашнюю изоляцию. На этой неделе публикуем рассказ российского писателя Евгения Гаркушева «Две минуты реального времени». Приятного чтения!

Евгений Гаркушев

Евгений Гаркушев - известный российский фантаст и журналист, лауреат престижной литературной премии «Роскон», печатается с 1994 года. Автор 20 книг и сборников – как сольных, так и в соавторстве с Андреем Егоровым, Дарьей Булатниковой и другими; составитель нескольких антологий научной фантастики. Наиболее известные произведения – «Ничего, кроме магии», цикл «Космические каторжники», сборник «Плюшевые самураи».

Нельзя сказать, чтобы наш исследовательский центр занимался чем-то особенно скверным. Мы не работали с чумными бактериями или зловредными вирусами, не создавали бомб, способных разом уничтожить сто тысяч человек. У нас не было ядохимикатов или боевых лазеров. Единственное — наша деятельность чересчур пахла алхимией. Но проблема заключалась не в сомнительном нравственном характере проекта, а в том, что своими разработками мы ощутимо влияли на ситуацию в мире. А вокруг и так было неспокойно…

Доллар чувствовал себя так неуверенно, что практически сравнялся с юанем — и по покупательной способности, и по популярности среди инвесторов. Биржи лихорадило. Нефть заканчивалась. Газ дорожал. Словом, никакой стабильности и сплошная неразбериха. А мы замахнулись на вечное мерило стоимости, на предмет вожделения красоток и скупердяев, на металл дьявола — золото. Точнее, замахнулись мы на ртуть, но удар, в общем смысле, приходился по золоту.

Как известно, в мире за всю историю человечества добыто менее двухсот тысяч тонн золота. А ртути вокруг много, много больше. И стоит она гораздо дешевле. Я, честно сказать, понятия не имею, сколько, — к нам в исследовательский центр ее привозили железнодорожными цистернами. Судя по цене самого обычного медицинского градусника, цены на ртуть весьма демократичны. О свинце и говорить не стоит. Каждый, кто ходил на рыбалку или потрошил в детстве автомобильные аккумуляторы, знает, что почем. Свинец и ртуть — металлы одной ценовой категории. Золото — совсем другой.

Проблема заключалась только в том, чтобы превратить ядра ртути или свинца в устойчивые ядра золота-197. Радиоактивное золото нам не было нужно, а если и нужно, то в ограниченном количестве, для специфических целей.

Не слишком сложная техническая задача — получить из ртути золото. Если, конечно, ядерные превращения уже открыты. Практически искусственное золото было получено еще в пятидесятых годах двадцатого века. Только овчинка не стоила выделки — мечта алхимиков, трансмутированное из ртути золото, оказалось в тысячи раз дороже естественного. Но когда-то и алюминий был дороже серебра.

Финансировал золотой проект, да и весь наш исследовательский центр, Артур Зильберштейн, гражданин Швейцарии российского происхождения. В нашем распоряжении имелось три реактора, два ускорителя, без счету механических мастерских, заводов и открытая кредитная линия. Руководитель проекта, Павел Иванович Воскобойников, не слишком выдающийся ученый, но прекрасный организатор, обещал Зильберштейну конечный продукт по цене в десять раз ниже рудного золота. Предпосылки имелись.

Цены на золото относительно ведущих мировых валют и прежде сильно качались. Но с открытием нашего центра и декларированием конечных целей широкой общественности динамика курса золота стала коррелировать с вестями из нашего центра… А вести ведь поставляли мы! Зильберштейн, играя на разнице курса, греб деньги экскаватором. Его вложения в наш центр окупились, по моей оценке, еще в первый год. В высокие технологии вкладывать выгодно.

Может быть, Зильберштейну и не нужно было дешевое золото — денег финансовому магнату хватало, хотя спортивный интерес в таких вопросах доминирует над соображениями здравого смысла. Но для Виктора Волкова, гения всех времен и народов, вопрос получения дешевого золота из ртути был делом принципа…

С Виктором я познакомился еще в университете. Гений, он и на физфак поступил в пятнадцать лет. В качестве докторской диссертации двадцатидвухлетний Волков представил свои работы по созданию портативного ртутного сепаратора. Мини-ускоритель без труда разделял изотопы ртути. Казалось бы, не слишком сложная задача. Ядро одного изотопа легче, другого — тяжелее. Но попробуй сепарируй! Волков задачу решил изящно, добился проявления неординарных квантовых эффектов в сильных магнитных полях. Впрочем, кому сейчас интересны ртутные сепараторы? История, подозреваю, началась не с того, что Волков возжелал превратить ртуть и свинец в золото для богатого гражданина Швейцарии Артура Зильберштейна, а с большой любви.

У нас, физиков, для любви, как правило, весьма ограниченный коридор возможностей. Особенно в студенческие годы. Учиться нужно много и упорно, поэтому за пределы факультета, или, точнее сказать, валентной зоны — студгородка, столовой да спортзала, — не выберешься. Там крутятся такие же физики. Не только юноши, но и девушки. Некоторые, конечно, заводят романы с коллегами — от бескормицы. Но девушек мало. К тому же два физика в паре — это уже чересчур. Физик, как фермион в квантовом состоянии, должен быть один. Идеальный физик в вакууме.

Словом, впервые Виктор влюбился в юную журналистку, которая брала у него интервью для студенческой газеты курсе на четвертом. Волков проявил себя на очередном конкурсе, и опрашивать президентского стипендиата послали корреспондента студенческой газеты Елену Сумарокову.

Леночка погладила Волкова по шерстке, сама того почти не заметив, обворожила, написала заметку выше всяких похвал, сфотографировала в нужном ракурсе… Но о том, чтобы крутить роман с хмурым физиком, и не подумала. Эффектная блондинка с короткой стрижкой, живая и легкомысленная, имела совсем другие жизненные приоритеты. Волков тогда был всего только стипендиатом, да еще и вечно занятым. А девушкам желательно внимание или, на худой конец, богатые материальные возможности — если с вниманием туго.

Леночка упорхнула из жизни Виктора, очень быстро вышла замуж за опытного и успешного коллегу, отправилась с ним в Южную Америку, а там утонула в Амазонке. Катер перевернулся. Муж, что характерно, выплыл. Очень горевал. Но женился снова через два года. А Волков не женился. И никого никогда больше не любил.

Правда, скверный характер Виктора после встречи с любовью, а потом ее утраты изменился, как ни странно, в лучшую сторону. У нас с ним возникли даже приятельские отношения. На почве совместной работы.

Женечка Старкова, приятная полненькая брюнетка, один из лучших сотрудников центра Зильберштейна — тоже журналистка, между прочим, — кормила его и меня пирожками, причем его — активнее, чем меня. Оно и понятно. Перспективный кавалер.

Волков числился заведующим креативным отделом. Так это у нас называлось! Не главный инженер какой-нибудь. Главный инженер — тот же завхоз, на которого шишки сыплются, как и на директора. А Волков — ведущий изобретатель, креативщик. Я работал заведующим научным отделом.

Забавная ситуация. Моя должность даже красивее и серьезнее звучала, хотя на деле я руководил не исследованиями и не теоретическими разработками, а подготовкой статей в научные журналы. Но не в названии соль…

А Женечка интерпретировала результаты работы Волкова и мои статьи для научных журналов в материалы для широкой прессы. Под неусыпным контролем Зильберштейна. За ней, как и за Волковым, всегда ходили два телохранителя, чтобы инсайдерская информация никуда не просочилась. Из всех обитателей нашего этажа только у меня телохранителей не было, потому что мой отдел готовил материалы для открытого доступа. Закреплял приоритеты.

Накануне «черной среды» — в «золотой» вторник — Волков пригласил меня и Женечку в свой испытательный ангар. Дело у нас было поставлено на широкую ногу, ангар был размером с футбольное поле. Гений загадочно улыбнулся, сообщил:

- Зильберштейн еще не видел. Воскобойников не знает. А вам покажу. Оправдались вложения нашего креозота.

Волков, надо заметить, был узконаправленным гением. Историю знал слабо. Потому и припечатал Зильберштейна не именем легендарного лидийского царя, а химическим веществом. А может, шутил. Чувство юмора у него было своеобразное. Когда Виктор достал из кармана черную коробочку, я не удивился и не взволновался. Просто ждал. У Волкова вечно что-то болталось в карманах. Коробочка, правда, была внушительных размеров для карманной. С половину сигаретного блока. И черного цвета. К черному Виктор питал слабость.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Терехова. Непохожие Анна Терехова. Непохожие

Анна Терехова рассказывает о своей матери

Караван историй
Властелин земли: самый тяжелый бульдозер Властелин земли: самый тяжелый бульдозер

"Четра" Т40 — самый тяжелый, серийно выпускаемый в России, гусеничный трактор

Популярная механика
Окаменелости шлемоголового свистуна указали на теплое прошлое Антарктиды Окаменелости шлемоголового свистуна указали на теплое прошлое Антарктиды

В эоцене в части Антарктиды было достаточно тепло для этих амфибий

N+1
Любовницы на карантине: как справиться с неопределенностью Любовницы на карантине: как справиться с неопределенностью

Женщинам, запертым дома отдельно от мужчин, нелегко справиться с одиночеством

Psychologies
Том Хэнкс Том Хэнкс

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Esquire
Активность моторной коры помогла парализованному пациенту ощутить собственную хватку Активность моторной коры помогла парализованному пациенту ощутить собственную хватку

Парализованный пациент смог регулировать силу сжатия кисти

N+1
«Яндекс» собрал фотоархив «Рунет в лицах» — с Воложем, Носиком, Касперским, Гришиным и другими «Яндекс» собрал фотоархив «Рунет в лицах» — с Воложем, Носиком, Касперским, Гришиным и другими

Подборка архивных фотографий людей русскоязычного интернета из 1990-х и 2000-х

VC.RU
Конец фильма: что видят люди перед смертью Конец фильма: что видят люди перед смертью

В конце любой кинокартины на экране появляются финальные титры

Популярная механика
«Крабовая барыня»: как Ксения Собчак решила потеснить зятя миллиардера Тимченко в добыче краба «Крабовая барыня»: как Ксения Собчак решила потеснить зятя миллиардера Тимченко в добыче краба

Ксения Собчак собирается построить крупнейшего игрока в добыче краба

Forbes
Советчики из сети Советчики из сети

Почему мы доверяем блогерам и готовы слепо следовать их советам

Лиза
Как ты себя чувствуешь Как ты себя чувствуешь

Как понять свое тело и разрешить себе получать удовольствие

Cosmopolitan
Людмила Улицкая — о своей рукописи «Чума», которая никогда не издавалась и сейчас обрела актуальность Людмила Улицкая — о своей рукописи «Чума», которая никогда не издавалась и сейчас обрела актуальность

Людмила Улицкая рассказывает историю создания киносценария «Чума»

Esquire
«Скептики считают, что омоложение невозможно, но их сознание ограничено»: Тимур Артемьев о перспективах продления жизни «Скептики считают, что омоложение невозможно, но их сознание ограничено»: Тимур Артемьев о перспективах продления жизни

Сооснователь «Евросети» помогает проектам, которые борются со старостью

VC.RU
Быт военного времени Быт военного времени

Вторая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
Вечный двигатель: чем советский внедорожник покорил весь мир Вечный двигатель: чем советский внедорожник покорил весь мир

Чем так уникален и интересен советский внедорожник из 1970-х

Популярная механика
Дурачась навека: фильму Дурачась навека: фильму

Как появился один из лучших комедийных фильмов, и почему его шутки актуальны

Esquire
Драгоценный имбирь. Зачем властям «замораживать» цены на еду Драгоценный имбирь. Зачем властям «замораживать» цены на еду

Кабмин согласился поддержать возможность заморозки цен на продукты

СНОБ
Наедине с собой Наедине с собой

Наша колумнистка пообщалась в Лос-Анджелесе с актрисой Ириной Антоненко

OK!
Лет ми спик фром май харт! Лет ми спик фром май харт!

Интервью с Екатериной Смольниковой о ее коллекции и духовных поисках

Собака.ru
Секс во время беременности: удовольствие без вреда Секс во время беременности: удовольствие без вреда

Если беременность проходит без осложнений, то нет никаких препятствий к сексу

Cosmopolitan
Как готовка, уборка и ремонт помогают пережить карантин Как готовка, уборка и ремонт помогают пережить карантин

Простые домашние дела вроде уборки и готовки лечат тело и душу

Psychologies
По горячим следам По горячим следам

Почему остаются следы от акне или появляется пигментация

Лиза
Как быстро очистить старую ржавчину и нагар с посуды Как быстро очистить старую ржавчину и нагар с посуды

Любая сковорода рано или поздно покроется нагаром

Популярная механика
Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета» Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета»

Герой пьесы Чехова «Три сестры» постоянно напевает странную песенку. К чему она?

Наука и жизнь
«Как работает музыка» «Как работает музыка»

Отрывок из книги Дэвида Бирна: что и как музыка делает с человеком

N+1
У Окси – биполярка, у Гуфа – шизофрения: психические проблемы наших звезд У Окси – биполярка, у Гуфа – шизофрения: психические проблемы наших звезд

Звезды часто сталкиваются с проблемами психологического характера

Cosmopolitan
Давай закрутим! Давай закрутим!

Идеальный десерт для тех, кто любит сладкое и мечтает похудеть

Огонёк
Smart ЗОЖ: Мой путь к здоровью Smart ЗОЖ: Мой путь к здоровью

Алёна Мурлаева рассказывает свою историю болезни и создания системы питания

Домашний Очаг
Виллами по воде. Экскурсия на озеро Комо Виллами по воде. Экскурсия на озеро Комо

Когда реальные путешествия невозможны, на помощь приходят виртуальные туры

Вокруг света
Бурозубки со сжатым на зиму мозгом пошли против известных правил метаболизма Бурозубки со сжатым на зиму мозгом пошли против известных правил метаболизма

Скорость метаболизма бурозубок, вопреки экологическим правилам, не растет

N+1
Открыть в приложении