Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом
Домашние животные приносят много радости и положительных эмоций. Вместе с тем содержание питомца может быть связано с трудностями. Необходимость решения этих проблем определяет динамику развития сферы товаров и услуг для животных. Сегодня многие компании стремятся занять прибыльные ниши на этом рынке, создавая инновационные решения. Inc. разобрался чем обусловлен рост этого сегмента и какие технологичные товары предлагает бизнес.
Отношение к домашним животным за последние несколько десятилетий претерпело ряд изменений. Сегодня гуманизация питомцев — ключевая тенденция на рынке зоотоваров. Домашних любимцев стали воспринимать как членов семьи. Так родился спрос на продукты, отвечающие вкусу владельцев — сформировалось понимание, что животные должны жить счастливой и здоровой жизнью, и поэтому они нуждаются в особой заботе.
Члены семьи
Большую роль также сыграла пандемия. Люди начали проводить больше времени дома с питомцами. А многие из тех, у кого раньше никогда не было домашних животных, решили их завести. Это привело к тому, что на четвероногих друзей было направлено дополнительное внимание (а, значит, и деньги).
Стоит отметить, что рынок товаров для питомцев имеет определенную возрастную структуру. Значительную группу среди владельцев домашних животных составляют миллениалы. Они относятся к кошкам и собакам с такой же нежностью как к своим детям и готовы инвестировать относительно большую часть своего бюджета в качественный корм и инновационные услуги. По мере того как потребители из числа миллениалов и поколения Z вступают во взрослую жизнь, они заводят домашних животных гораздо чаще, чем их предшественники. В 2020 году в США на представителей молодого поколения, приходилось около 60% владельцев питомцев, в то время как на домохозяйства, возглавляемые бэби-бумерами, — около 30%.
По данным Левада-Центра, 57% российских семей содержат домашних животных. Самые популярные из них — кошки, они живут в 43% семей, в то время как собак держат 22% семей. Зачастую россияне имеют несколько разных домашних животных. Так, 16% опрошенных отметили более одного варианта: например, 28% владельцев кошек так же имеют в семье собаку. Практически все владельцы домашних животных считают их членами своей семьи — так ответило 97% респондентов.
Опрос «Левада-Центра» также показал, что около четверти россиян тратят на содержание домашних животных до 1 тыс. руб. в месяц. При этом, средняя сумма затрат составляет 2825 руб. Среди владельцев собак эта сумма в среднем выше, чем среди владельцев других животных и составляет 3698 руб. в месяц.
Данные специалистов аналитического центра НАФИ показывают, что в России владельцы домашних животных в среднем тратят на своих питомцев 3 тыс. руб. в месяц или 39 тыс. руб. в год. С 2019 года эти расходы выросли почти в 1,5 раза — на 10 тыс. руб. в год. Самые крупные статьи расходов — это корма (77%), профилактическая ветеринария (40%) и транспорт (платная перевозка — 24%). А в США расходы на домашних животных в США составили $123,6 млрд в 2021 году, увеличившись на 19% по сравнению со $103,6 млрд в 2020 году.
Корма, игрушки, амуниция, одежда и обувь, уход и гигиена, обучение и спорт, наблюдение и безопасность, ветеринарное обслуживание, транспортировка и даже страхование жизни — вот далеко не полный список того, что сегодня предлагает индустрия товаров и услуг для домашних животных. И, наверное, каждый владелец домашнего питомца хотя бы раз задумывался, насколько необходим такой широкий выбор, и не обусловлен ли он желанием производителей заработать на нашей любви к животным.
Красота и комфорт
Действительно, среди всего разнообразия, которое предлагают производители зоотоваров, существует целый ряд вещей, без которых четвероногий друг может с легкостью обойтись. Но некоторые из них могут оказаться весьма полезными.
На улицах городов нередко можно увидеть собак в одежде и даже обуви. Возможность собрать для домашнего любимца целый гардероб отлично демонстрирует эволюцию отношений между людьми и питомцами. Нередко в соцсетях мелькают посты с собаками и кошками в вечерних платьях или костюмах-тройках, различных украшениях, солнечных очках, шляпах и милых крошечных ботинках или босоножках.
Неискушенному человеку может показаться, что это всего лишь блажь их владельцев. Но если говорить не о моде, а об утилитарной функции одежды для животных, то это не совсем так. «Все зависит от таких факторов, как порода собаки, тип ее шерсти, размер, возраст и состояние здоровья», — говорит ветеринар Джерри Клейн, главный ветеринарный врач Американского клуба заводчиков. Маленькие собаки обычно более чувствительны к холоду, чем крупные, добавляет он. Кроме того, собаки, как и люди, могут страдать алопецией.
Тип шерсти также важен, поскольку у большинства пород есть подшерсток, который помогает им сохранять тепло зимой, но если его нет, то одежда — скорее необходимость. По словам Клейна, дополнительное тепло полезно для как для старых, так и для молодых собак, особенно если у них есть проблемы со здоровьем, влияющие на терморегуляцию, а также если они больны диабетом или остеоартритом.