От поющих сестер до Spice Girls: как появились и почему исчезли женские группы
Женские музыкальные группы десятилетиями шли к тому, чтобы начать говорить со сцены о проблемах, которые действительно волновали их современниц. В индустрии, которой испокон веков заправляли мужчины, это было непростой задачей. Forbes Woman рассказывает, о чем пели первые женские коллективы, как Spice Girls стали мировой сенсацией и почему со временем успешные женские группы сошли на нет
Ансамбли сестер
Сложно точно сказать, когда именно появились первые женские группы. Возможно, потому, что люди собирались и пели вместе с давних времен независимо от пола. Но если не брать во внимание женские оркестры и театрально-музыкальные труппы, существовавшие еще в конце XIX века, то можно предположить, что именно в 1920-е годы появились те первые женские группы, которые начали влиять на музыкальную индустрию.
В 1920-х годах в Америке стали популярны музыкальные коллективы сестер. Например, трио сестер Бронкс, выступавшее на Бродвее и в Голливуде, трио Three X Sisters, где сестрами являлись только две девушки, или сестры Босуэлл, которые поначалу вызывали возмущение радиослушателей своими новаторскими аранжировками и импровизациями.
Пожалуй, самыми известными из подобных групп стали Аndrews Sisters, пик популярности которых пришелся на годы Второй мировой войны. Сестры нередко выступали перед американскими военнослужащими по всему миру и стали настоящими любимицами нации. С 1925-го по 1967 год сестры Эндрюс продали около 80 млн пластинок.
В середине 1950-х популярность приобрел ансамбль The Lennon Sisters — один из самых известных и долгоиграющих в истории американской музыки. В магазинах можно было найти бумажных кукол, раскраски и даже ланчбоксы с изображением сестер. С сестрами Леннон связана и трагическая история. В 1969 году психически больной поклонник одной из сестер застрелил отца девушек, который занимался их карьерой. Убийца считал, что мистер Леннон стоит на его пути к браку с Пегги Леннон.
Одним из важных женских музыкальных коллективов 1950-х, участницы которого сестрами уже не являлись, были The Chordettes — четыре девушки, которые исполняли песни а капелла и были ориентированы скорее на подростковую аудиторию. Их версии песен Mr. Sandman и Lollypop стали мировыми хитами.
Авторами песен всех вышеперечисленных групп в большинстве случаев были мужчины. И если темнокожие джазовые соло-певицы 1920-х–40-х годов касались в своих песнях таких тем, как бедность, бродяжничество или тюрьма, лирика белых женских групп была скорее развлекательно-романтической.
Формула, по которой долгое время создавались успешные женские группы была нехитрой: милые девушки в одинаковых платьях, которые умеют хорошо петь. Удобство такого подхода состояло в том, что при необходимости любую из поющих девушек можно было заменить на другую.
Бум женских групп
Если в американском обществе 1950-х годов главной задачей девушки было поскорее выйти замуж и стать хранительницей домашнего очага, то к началу 1960-х картина изменилась. После войны далеко не всем женщинам захотелось возвращаться к традиционному распределению ролей и статусу домохозяйки. Лозунг женского движения 1960-х был таким: «От равенства прав — к равенству возможностей!»
На радио одна за другой зазвучали женские группы: The Supremes, The Chantels, The Ronettes, The Shangri-Las, The Marvelettes и другие. Эти группы занимали лидирующие позиции в поп-чартах и уступили только тогда, когда The Beatles вышли на американский рынок.
Между исполнительницами и зрительницами начал складываться доверительный диалог о проблемах, которые волновали многих девушек. А среди авторов хитов для женских групп все чаще стали встречаться женщины. Например, хит группы The Ronettes Be My Bаby написала американская певица и продюсер Элли Гринвич.
В то же время тексты песен женских групп конца 1950-х — начала 1960-х все еще демонстрировали очень зависимое положение женщин от мужчин. The Chantels в песне Maybe 1958 года пели: «Может быть, если я буду молиться каждую ночь, ты вернешься ко мне, и, может быть, если я буду плакать каждый день, ты вернешься, чтобы остаться». The Crystals в 1962 году записали песню He Hit Me, в которой девушка поет о том, что ее парень ударил ее в порыве ревности, но она не почувствовала боль, потому что, наконец, убедилась в его любви.
Говорить о творческой свободе самих исполнительниц было рано. Далеко не всегда девушки могли влиять на свой репертуар. Кроме того, их внешний вид был под полным контролем продюсеров. Участницы женских групп, в отличие от мужских, должны были одинаково выглядеть не только на сцене, но и на студийной записи или фотосессиях.
Джули Данбар в своей книге Women, Music, Culture: An Introduction пишет, что темнокожих девушек, которые становились участницами многих групп, продюсеры «переформатировали» для белой аудитории — например, им выпрямляли волосы. А еще их учили держаться на публике так, как это было принято у белых. Продюсер Берри Горди, возглавляющий Motown Records, даже основал для этого специальную школу.