Почему художники сотрудничают с модными дизайнерами
Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, Ив Сен-Лоран и Пит Мондриан — дизайнеры одежды всегда были открыты миру искусства. Более того, в союзе с художниками они создавали свои лучшие и самые знаменитые работы. Традиция, рожденная в первой половине XX века, сейчас сильна как никогда. И если с дизайнерами понятно, то чем подобное сотрудничество интересно художникам? Разбираемся в предмете.
В этом году Вирджил Абло впервые показал мужскую коллекцию Off-White на Pitti Uomo и устроил грандиозное шоу совместно с Дженни Хольцер. Американская художница-неоконцептуалист известна своими масштабными инсталляциями в общественных местах. Для показа Off-White она спроецировала на заднюю часть подиума строки из стихотворений Анны Свирщинской, написанных во время Варшавского восстания, рядом с текстами писателей с восточными корнями, в том числе американца сирийского происхождения Осамы Аломара. Этот творческий союз получил резонанс как пронзительное отражение текущих событий в мире, став отличным примером того, как мода может реагировать на состояние общества, в котором она существует.
На каждый такой союз приходится десяток примеров попроще — реплики живописных полотен на одежде — произведений, о которых к следующему сезону все забывают. «Я постоянно думаю о том, что дизайнеры превращают художников в фетиш», — говорит Эсбен Вайле Кьяр, датский художник, сотрудничавший с дизайнером Энн Софи Мадсен. Кьяр, скорее всего, прав. Зачем художнику, вращающемуся в богемных кругах галерей и выставок, в обществе полностью противоположном бутикам и подиумам, принимать предложение о таком сотрудничестве?
Напрашивается логичный ответ: такие партнерства зачастую позволяют художникам демонстрировать свои работы более широкой публике. В прошлых двух сезонах Moncler и фотограф Энни Лейбовиц пригласили китайского художника-перформансиста Лю Болина, известного в мире искусства как Человек-невидимка и Человек-хамелеон за свои опыты с мимикрией, для работы над рекламной кампанией итальянского бренда. Лю слился с ледником, а Moncler получил одну из ярчайших кампаний последнего времени. «Я очень внимательно выбираю, с кем сотрудничать. В этом проекте меня заинтриговала эпичность, я всегда хотел поработать с таким грандиозным ландшафтом, как в Исландии», — говорит художник, чьи перформансы можно