Победа Германии: кто выиграл от конфликта вокруг «Северного потока-2»
Соглашение США и Германии об отказе противодействовать достройке газопровода «Северный поток-2» выглядит как победа российской стороны. Однако основным бенефициаром станет Германия. Соглашение также сильно ослабляет переговорную позицию Украины при заключении нового транзитного соглашения, считает директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
США и Германия достигли соглашения о том, что Вашингтон перестанет противодействовать достройке и вводить санкции против газопровода «Северный поток–2» и его подрядчиков, а Берлин обязуется поддержать введение санкций против России в случае использования ею «энергетического оружия», а также создать специальный фонд для поддержки энергетических проектов на Украине. США и Германия также пообещали помогать Киеву в продлении транзитного договора на прокачку российского газа после 2024 года, когда истечет действующий контракт. Особенность этого соглашения в том, что обязательства США довольно понятны, а вот обязательства Германии носят достаточно обтекаемый характер.
Почему изменилась позиция США
Противодействие строительству СП-2 было одним из внешнеполитических приоритетов администрации Дональда Трампа. В декабре 2019 года Белый дом ввел в действие механизм, позволявший вводить санкции против европейских подрядчиков проекта. После этого швейцарская компания Allseas, работавшая на укладке газопровода, отказалась от участия в проекте. Это привело к длительным задержкам в строительстве и позволило Украине заключить достаточно выгодный транзитный договор с «Газпромом» в конце декабря 2019 года. Российская компания, рассчитывавшая на ввод СП-2 в 2020 году, была вынуждена пересмотреть свою стратегию и гарантировать оплату прокачки не менее 65 млрд кубометров газа через Украину.
Новая администрация США во главе с Джозефом Байденом заняла другую позицию. Официальные лица объяснили это тем, что газопровод уже завершен более чем на 90%. Поэтому для США не имеет большого смысла тратить силы и ресурсы на противодействие практически законченному проекту. С формальной точки зрения это так. Но основным мотивом изменения американской позиции являются соображения более высокого порядка.