«Нет такого закона, который это запрещает»: как Жюли-Виктуар Добье стала первой француженкой с высшим образованием
Лето — время, когда выпускники и выпускницы школ обычно поступают в университеты. Во Франции XIX века женщинам приходилось бороться за право учиться не только в университете, но и в старшей школе. Первой женщиной, получившей диплом, стала французская журналистка и феминистка Жюли-Виктуар Добье. Ее пример вдохновил десятки других женщин.
Жюли-Виктуар Добье с детства любила учиться, однако ей пришлось бороться за право получить образование всю свою жизнь. Она родилась 26 марта 1824 года в городке Бен-ле-Бен на востоке Франции в небогатой семье — ее отец работал кассиром на жестяной мануфактуре. Жюли-Виктуар была восьмым и последним ребёнком: через год после рождения девочки ее мать овдовела.
Базовое образование для Жюли-Виктуар, как и для других девочек той эпохи, заключалось в двух навыках: читать и писать. Благодаря помощи одного из братьев она смогла продолжить обучение самостоятельно: выучила латынь и древнегреческий, а также изучала географию, историю и немецкий язык.
Помимо любви к знаниям, у девочки рано проснулось желание помогать другим. Мануфактура, рядом с которой жило семейство, быстро приходила в упадок, и рабочие, особенно женщины, жили в настоящей нищете. Однажды, когда Жюли-Виктуар было 12 лет, она подошла к директору мануфактуры и заявила: «Поскольку сегодня Рождество, день рождения Бога бедных, я хотела бы сказать, что сахар и кофе один раз в год не мешают рабочим голодать в остальное время».
В 1844 году Жюли-Виктуар получила диплом учителя, который позволил ей преподавать. В 20 лет она стала гувернанткой. Однако Добье хотелось чего-то большего — она много читала и интересовалась журналистикой. В 1859 году Жюли-Виктуар написала эссе «Бедная женщина в XIX веке». Она верила: нищета, особенно среди женщин, напрямую связана с отсутствием возможности получать образование. Из-за необразованности женщины оказываются позади мужчин и не могут с ними конкурировать. «[Нужно] искать наиболее практические меры для повышения заработной платы женщин до уровня, равного заработной плате мужчин, — писала Добье, — Открыть новые профессии для женщин и предоставить им рабочие места». За это эссе она получила премию Академии наук и словесности в Лионе.
Полуголодное существование в тени коллег-мужчин
Вопрос о женском образовании во Франции стал основным в повестке борьбы за права женщин в 60-е годы XIX века. Быть образованной и иметь университетский диплом значило гораздо меньше зависеть от мужской поддержки, взять жизнь в свои руки. Формально у француженок было право учиться: в университетском французском уставе тех времен говорилось, что образование доступно для «всех французов». Однако на практике женщины в категорию «все французы» не входили. Вплоть до 80-х годов XIX века в стране не было даже средних учебных заведений для девочек. Француженки в основном получали образование в пансионатах при монастырях, где их учили вести домашнее хозяйство, слушаться мужа и выполнять предписанную обществом роль жен и матерей.