Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России и запустила стартап для управления офисами в США
За последние 15 лет Елена Белошапкова успела поработать менеджером по развитию в мебельных компаниях, стать поставщиком столов и стульев зарубежных марок и построить в России свой бренд офисной мебели. Когда из-за пандемии вырос интерес к гибким офисам, Белошапкова сумела привлечь 80 американских и российских клиентов и за год выручила около $1 млн.
Разговор с основательницей Inspace Еленой Белошапковой немного напоминает беседу с техническим специалистом: «Сигнал от одного устройства [для управления офисом] перебивал сигнал от другого. Мы думали, как нам уменьшить радиус взаимодействия до минимума. Для этого даже оборачивали устройства фольгой, пока не поняли, что пытались переизобрести технологию NFC [передачи данных на малом радиусе]».
За последние 15 лет Белошапкова успела поработать менеджером по развитию в мебельных компаниях, стать поставщиком столов и стульев зарубежных марок и построить в России свой бренд офисной мебели. В 2018 году она заметила интерес компаний-заказчиков к инструментам для управления офисами и к весне 2020 года разработала софт, позволяющий сотрудникам бронировать рабочие места и переговорные, находить коллег в помещении, а работодателям — контролировать заполняемость офиса. Когда из-за пандемии вырос интерес к гибким офисам, Белошапкова сумела привлечь 80 американских и российских клиентов и за год выручила около $1 млн.
Елена хорошо разбирается в технических деталях, потому что родилась в семье физиков и сама собиралась пойти по стопам родителей: поступила на физический факультет МГУ, во время учебы работала в лаборатории. Но заниматься исследованиями ей не понравилось, и она быстро сменила курс — устроилась консультантом в агентство недвижимости и получила второе высшее образование в Высшей школе бизнеса МГУ. После обучения несколько лет работала директором по развитию в мебельных компаниях Mebeus и K. S. Buro.
В 2013 году Белошапкова запустила свой мебельный бизнес — проект Fresh. Ideas for Offices (сокращенно Fresh). Первое время поставляла российским компаниям офисную мебель европейских брендов. Клиентами Fresh были российское подразделение Cisco, банк «ФК Открытие», нефтегазовый холдинг Total и др. В 2014 году, по словам Белошапковой, выручка Fresh составила 45 млн рублей, прибыль — 4,5 млн рублей.
В 2015 году цены на европейскую мебель подскочили, и работать по дилерской модели стало невыгодно. Белошапкова задумалась о запуске собственного производства и начала производить мебель на контрактных фабриках в Подмосковье. Дело пошло. В первый же год Fresh обустроил офисы строительной компании RD Construction и «Кидзании» и по итогам 2016 года заработал, по словам основательницы, 62 млн рублей выручки и около 6 млн рублей прибыли. В 2017 году показатели достигли 84 млн рублей и 11 млн рублей соответственно. Около 80% приносило производство офисной мебели по собственным чертежам.
В конце 2017 — начале 2018 года клиенты Белошапковой стали интересоваться инструментами для управления своими офисами. «Мы внезапно поняли, что создаем красивые офисные пространства, наполняем их современной мебелью, но у клиентов нет софта, чтобы этими пространствами эффективно управлять, — вспоминает предпринимательница. — Это показалось мне новым рынком, гораздо более масштабируемым, чем мебельный».