Плагиат или совпадение: бывают ли случайности в моде
Как крупные бренды разбираются с обвинениями в плагиате, действительно ли всякое совпадение является копированием и можно ли обратить подобные нападки себе на пользу? Разбираемся в непростом вопросе.
На протяжении долгих лет adidas судились с H&M, утверждая, что шведская компания украла фирменные три полоски, сократив их количество до двух. Какое-то время суд был даже на стороне спортивного гиганта, а потом удача отвернулась от немецкой компании, и в январе 2020 года H&M одержали победу в битве, которая длилась без малого 23 года.
Дизайнер Софи Тиллет, ставшая известной во многом благодаря тому, что вещи ее одноименного бренда носила бывшая первая леди США Мишель Обама, в 2018 году решила устроить публичные разбирательства все с теми же H&M. Яблоком раздора стал цветочный узор на золотом фоне: якобы шведский бренд скопировал паттерн, а заодно и стиль, свойственный вещам Тиллет.
Трудность этого дела заключалась в том, что платье авторства Тиллет, из-за которого разгорелся спор, даже не поступило в продажу: его разослали модным инфлюенсерам, которые опубликовали фотографии у себя в аккаунтах.
Особенно сильно дизайнера разозлило, что клиенты H&M, равно как и ее собственные, могли подумать, будто Тиллет выпустила коллекцию совместно со шведской компанией. «Эй, H&M, неужели у вас недостаточно денег и дизайнеров, чтобы представлять свои собственные идеи», – написала в своем twitter-аккаунте Тиллет, подкрепив пост хештегом «защитим независимых дизайнеров». Решить конфликт мирным путем не получилось, и уже в 2020 году Тиллет обратилась в суд Нью-Йорка. От всех нападок H&M открещиваются и выдвигают встречные иски, не только заявляя, что все это совпадение, но еще и обвиняя дизайнера в том, что она сама мошенничает с авторскими правами.
В недавнем прошлом Zara обвиняли в плагиате только не каждый месяц. То, что большая часть их коллекций (равно как и других масс-маркет брендов) – слегка видоизмененные вещицы, которые пару недель назад мелькали на подиумах, в принципе, уже ни возмущает, ни злит крупные компании, у которых подчас сдирают не только конкретные изделия, но даже стилизацию съемок. Это как в старой шутке: «Можно списать домашнее задание? Обещаю, детали изменю». Формально нарушений вроде бы и нет, но в то же время сомнений, у кого именно были позаимствованы условные ботинки или пальто, не возникает.
Как бы там ни было, Софи Тиллет озвучила главную проблему: крупные бренды не особо страдают оттого, что их работы копируют масс-маркет-производители, главные жертвы плагиата – маленькие, независимые марки и художники, не способные защитить свои права. Идти в суд против бренда-тяжеловеса – дело непростое, зачастую обреченное на провал, и даже попытки привлечь общественность работают далеко не всегда. Хотя, казалось бы, раздуть скандал в эпоху соцсетей и мгновенных реакций – не самое сложное дело, а вот справедливый финал мы видим редко.