Не навреди любовью
Желая своему ребенку только лучшего, мы нередко сами наносим ему непоправимый вред, незаживающие раны, которые дают о себе знать долгие годы. Как этого избежать?
Что такое детские травмы – давай разберемся. В норме родители любят своих детей, стараются взрастить в них лучшее и оградить от худшего. Но большинство взрослых не понимают природу так называемых «детских травм». И действуют по принципу – перефразируя классика – «Я часть той силы, что вечно хочет блага, но часто совершает зло». К катастрофе всегда приводит тотальное непонимание…
Нежный возраст
Самая крепкая связь между ребенком и родителями – до шести лет. В этом возрасте малыш все принимает за чистую монету. Он искренне верит самым близким людям – родителям. Все, что мама и папа говорят ему, эмоциональный фон, мысли, фразы и установки, которые транслируются в семье, формируют основу его психики. Дело в том, что у человека до шести лет полностью отсутствует критическое мышление. В этом возрасте из-за отсутствия опыта ему просто не с чем сравнивать. Поэтому маленькие дети не понимают различий между «хорошо» и «плохо». Тот опыт, который они получают в семье в первые годы жизни, является базой и непоколебимым фундаментом. На эту основу впоследствии ложатся, как слоеный пирог, искаженные реакции и эмоции. «Пирог» зачастую получается кривым и невкусным – низ подгорел, середина сырая… Сплошные ложные убеждения и эмоциональная нестабильность.
Любовь – боль
Именно в этом убеждается маленький ребенок, когда в семье постоянно звучат негативные интонации, критика в адрес малыша, происходит обесценивание его поступков, он часто подвергается наказаниям. Любовь – боль, любовь – критика, любовь – обесценивание. А когда ребенок вырастает, родители в ужасе: сын попал в дурную компанию и ему там «хорошо»; начальник постоянно орет на него и критикует, а он бесконечно терпит; дочь десять лет в любовницах, в 38 – одна, не замужем и без детей… Читай по слогам: НИ-ЧЕ-ГО У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НО-ГО. Ребенок (а потом уже взрослый) искренне считает нормой такую свою жизнь. Потому что «так» было первые 6 лет после его рождения.
Психосоматика – вымысел или реальность
Психологи отмечают у детей различные проблемы со здоровьем, которые имеют обоснованную неочевидными факторами этимологию. Малыши часто болеют, страдают аллергическими реакциями или расстройством внимания. Часто это связано с нестабильным эмоциональным фоном мамы – она постоянно расстроена, встревожена, психически нестабильна. Ребенок считывает эти состояния и непременно на них реагирует. Пока мама занята своими проблемами, он не получает так необходимого ему внимания. Единственный выход для него – болезнь. Тогда мама забудет о своих делах и переключится на него.
Что делать?
Возникновение детских трав провоцируют не только детско-родительские отношения. Есть много других факторов: среда, в которой растет ребенок, генетика, болезни, питание, физические нагрузки, экология, наличие родовых травм и сам процесс рождения. Если у ребенка наблюдаются сформировавшиеся психические травмы – неадекватные реакции, проблемы в общении со сверстниками, плаксивость, замыкание в себе – не стоит отчаиваться. Но непременно нужно обратить на это внимание и внести три важных составляющих в его ежедневное расписание.
- Качественное здоровое питание. Иными словами, никакого фастфуда.
- Спорт и физическая активность. Дети обязательно должны заниматься спортом на близко к профессиональному уровне. Три-четыре тренировки в неделю, походы. С нашим ритмом жизни практически нереально гулять с четырехлетним ребенком по четыре часа в день. Тем не менее я настаиваю – это то, что ему действительно нужно.
- Отсутствие эмоционального насилия со стороны сверстников и учителей. Так называемый «буллинг» – агрессивное преследование со стороны окружения – явление в наши дни распространенное, к сожалению – и в детском саду, и в школе. Оно влияет на дальнейшую жизнь и стратегии, которые человек выбирает. Если ребенка «буллят», нужно «вернуться» в его семью и посмотреть, какие там приняты нормы, почему ребенку не дали внутренних опор, не научили адекватно реагировать и эффективно защищаться, не объяснили, как правильно выстраивать коммуникацию, почему нельзя близко подпускать к себе обидчиков и как важно уметь себя отстаивать. Ведь только родители могут органично заложить в нас основы умения формировать собственные границы. Дальше станет учить жизнь, хорошо, если по-доброму.
Как минимизировать стресс у ребенка
Маме постоянно приходится спускаться на уровень ребенка, говорить на его языке, а это отнимает много сил. Поэтому важно не забрасывать личные интересы, не терять друзей и изучать то, что интересно. Попроси близких о помощи и поддержке, чтобы ты имела возможность восстанавливать силы. Тогда ребенок не будет раздражать, а время с ним станет радостным и относительно спокойным.
Острые реакции и бессилие важно проговорить с психологом или с человеком, которому ты доверяешь, который не будет осуждать, критиковать и игнорировать, а поддержит, утешит.
Важно помнить, что дети, требуя внимания, делают это не для того, чтобы испортить нам жизнь. Ребенок действительно очень уязвим. Он не может понять или почувствовать, что у родителей есть «лимит» сил. Он уверен, что взрослый – это большой и великий супергерой, который может все! Это механизм выживания. Также малыш считает, что мама должна все и сразу. Он не понимает, что ей может быть скучно, у нее есть дела. В центре только он. И это абсолютно нормально, учитывая, что ребенок не в состоянии добывать себе ресурсы.
Как формируются травмы?
1. В основном детские психологические травмы формируются в возрасте до 6 лет. Все сказанное мамой и папой – особенно гневно или излишне эмоционально – автоматически записывается и навсегда сохраняется в «программе» ребенка. Также травмирующим фактором может стать сильный испуг или эмоциональное переживание – укус собаки, громкий хлопок, взрыв, авария.
2. Частые инвазивные процедуры – ребенок перенес ряд операций. Это обязательно оставит след в виде посттравматического синдрома – его потом непременно нужно проработать при помощи психолога.
3. «Обусловливание» – когда ребенку часто говорят: «Ты плохой, так не делай», «Так делают только плохие девочки (мальчики)», «За собой надо убирать, ты грязнуля». У малыша формируется травма просто из-за постоянного эмоционального повторения определенных установок авторитетным взрослым (родителем).
4. Принятая в семье модель воспитания, стиль, настроение, эмоциональный фон закладывают основы и опоры на всю жизнь. Убеждения родителей, которые они транслируют ребенку, формируют его представление о жизни, основную идею. Например, такие высказывания, как «Девочка должна быть умной, а не красивой», «Деньги – это зло», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», вряд ли научат привлекательную девушку здоровой самооценке – она скорее будет убиваться на учебе и работе, забыв о себе, своем здоровье и о личном счастье. Поэтому травматичный компонент всегда нужно искать в первую очередь в семье. И чем раньше, тем лучше – по мере взросления будет все труднее починить «поломку». В любом случае помни, что существует профессиональная помощь.
Фото: dmitrimaruta /stock.adobe.com, ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl