Пчелы против бегемотов: как убить фараона
В 2018 году ООН решила учредить Всемирный день пчел. Отмечают его каждый год 20 мая — в день рождения основателя современного пчеловодства Антона Янши, и в этот раз мы решили разобраться в истории пчеловодства древнего. Разводить пчел в промышленных масштабах начали в Египте, а еще, как мы обнаружили путем чтения сайтов в интернете, именно там жила первая исторически документированная жертва пчелы: фараон Менес умер от анафилактического шока после пчелиного укуса (но есть вариант, что это были осы) примерно пять тысяч лет назад. Разумеется, мы попытались выяснить подробности, но в процессе обнаружили кое-что неожиданное. Поэтому наша история будет не столько о пчеловодстве, сколько о живучести исторических анекдотов, энтузиастах и дилетантах, а также чуть-чуть о бегемотах.
История о гибели фараона от укуса пчелы, наверное, сопоставима по популярности с историей о смерти князя Олега от змеиного укуса. Только в рунете тысячи страниц, где есть Менес и пчелы — еще бы, это же отличный способ сделать чуть более интересной скучную санитарно-просветительскую статью об анафилактическом шоке и средствах борьбы с ним. Однако мы выяснили, что возраст этой истории — не более 200 лет. Похоже, что ее случайно выдумал британский подполковник Лоуренс Остин Уодделл (Laurence Austine Waddell) — прототип не менее легендарного Индианы Джонса.
Шумеролог-энтузиаст
Уодделл в 80-е годы XIX века служил офицером медицинской службы британской армии в Индии (а потом в Тибете, Бирме и Китае), но при этом успевал уделять время совсем не медицинским занятиям. Он изучал буддизм и санскрит, попутно став профессором химии, а затем и права. А еще он был археологом-любителем. Мы рассказывали в материале «Докопались до археологии», как такие самоучки, как он, двигали науку, когда собственно археологии по сути и не было. Уодделл не был исключением — не покладая рук, он изучал индийские древности, занимался раскопками по всей стране, мечтал открыть древнюю цивилизацию где-нибудь в Тибете и найти место рождения Будды.
После возвращения в Британию Уодделл начал изучать шумерский язык и настолько увлекся этой цивилизацией, что стал теоретиком идеи об арийском (то есть, шумерском, поскольку шумеров он считал ариями) происхождении почти всех других народов — от древних египтян до древних римлян. По другой его теории, бритты, англосаксы и шотландцы вели свое происхождение от финикийцев. Чтобы возвести древних египтян к шумерам, Уодделл засел за пересмотр хронологии Древнего Египта. Тогда-то и попал фараон Менес под горячую шотландскую руку полковника и внезапно «превратился» в аккадского царя Маништусу, сына Саргона, который «на самом деле» был царем Крита Миносом. Примерно тогда Менес и «умер» от укуса пчелы.
Вышло это, правда, в некотором роде непредумышленно. Будучи самоучкой, Уодделл неверно перевел надпись с деревянного ярлыка из «гробницы Менеса» в Абидосе. Этот перевод появился в книге полковника «Egyptian Civilization, Its Summerian Origin and Real Chronology and Summerian Origin of Egyptian Hieroglyphics», впервые изданной в 1930 году. Однако египтологов она не заинтересовала, а непрофессионалы поверили Уодделлу на слово, пока 39 лет спустя, уже после смерти полковника, этим «открытием» не заинтересовался медик.
Доктор медицины Фрэнсис Чефи (Francis Chafee), аллерголог из американского города Провиденс, в 1969 году обратил внимание, что его коллеги регулярно ссылались на историю о гибели фараона Менеса как на первое в письменной истории упоминание об аллергической реакции на укус насекомого. При этом большинство не указывало источник этих сведений. Только в одной статье Чефи обнаружил ссылку, и это была ссылка на книгу Уодделла.
Дотошный аллерголог заподозрил, что британец мог ошибиться и написал двум титулованным американским египтологам: Доусу Данхэму, заслуженному куратору египетского искусства в Бостонском Музее изящных искусств, и Ричарду Паркеру, профессору египтологии в Брауновском университете в Провиденсе. Египтологи сообщили ему, что перевод Уодделла неизвестен профессионалам и попросту неверен, в частности, потому, что он опирался на устаревший словарь. Чефи опубликовал статью с «научным закрытием» истории Менеса в