Партнер подвергался сексуальному насилию в детстве: как поддержать и чем помочь
Как правильно себя вести, если ваш любимый человек пережил в детстве сексуальное насилие? Где вы можете быть полезны, а где — нет? И куда он может обратиться за профессиональной помощью? Об этом мы поговорили с психологом Анастасией Гурневой и режиссером Наталией Мещаниновой.
О том, что близкий человек подвергался сексуальному насилию (по мнению фонда «Тебе поверят», «сексуализированному», это слово не имеет таких положительных коннотаций, как понятие «сексуальный», и используется ими, чтобы еще раз подчеркнуть нарушение личных границ) в родительской семье, мы можем узнать далеко не сразу. Во-первых, таким не принято делиться. Во-вторых, пострадавшие нередко живут с чувством вины — это кажется парадоксальным, но так работает детская психика и так влияют принятые в обществе предрассудки.
Если он все же доверил вам свою, возможно, самую сокровенную тайну, то поначалу вы можете испытать шок, гнев на ее или его родителей, желание помочь и… беспомощность. Бессилие. Ведь как помочь в такой ситуации — непонятно.
Что необходимо учитывать в общении
Пострадавший от насилия взрослых ребенок не виноват
Никогда не виноват. Даже если тянулся обниматься с отчимом, который решил, что это разрешение на секс. Даже если ходил по дому в трусах и футболке, и отец/дядя/брат посчитал это «провокацией». Взрослые несут ответственность за безопасность и здоровье ребенка. Они априори в более сильной позиции. И любые домогательства, сексуальные действия или тем более сексуальное насилие — преступление со стороны того, кто старше.
Партнеру не так легко, как может показаться
За кажущимся безразличием или даже бравадой того, кто рассказывает о подобном опыте, кроется тяжелая и глубокая психическая травма. Разговоры на эту тему требуют деликатности и бережного отношения к человеку.
Некоторые действия или слова могут служить триггерами
Есть такое понятие, как ретравматизация: когда старая (а порой вытесненная психикой из памяти) боль активируется и прожитая много лет назад ситуация вызывает мучительные переживания в настоящем. Триггером, провоцирующим ретравматизацию, может быть, например, схожая ситуация: нападение, просмотр фильма со сценой насилия, рассказ другого человека о подобном прожитом опыте. Это не означает, что перечисленное обязательно станет триггером и вызовет ретравматизацию — но знать об этом, пожалуй, важно.
Нужна не только ваша поддержка, но и помощь специалиста
Женщину или мужчину, которые пережили домашнее насилие, можно и нужно поддерживать. Но терапия травмы — задача специалиста. Причем не коуча, не «родолога», не «расстановщика по Хелингеру», а именно психиатра или клинического психолога (по образованию), работающего в одном из научно признанных направлений психотерапии — например, в психоанализе, когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии. Вы же можете поддержать партнера в намерении обратиться к специалисту — ниже можно найти контакты фондов, где психологи специализируются на этой теме.