«Парфетки» и «мовешки»: как жилось воспитанницам института благородных девиц
Выпускниц института презрительно называли кисейными барышнями. Но что же стало причиной такого пренебрежительного отношения к ним?
«Дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества» — так обозначила Екатерины II цели создания заведения. Вот только всё пошло не по плану.
«Парфетки» и «мовешки»
В институт благородных девиц попадали дочери аристократов, высокопоставленных военных и чиновников, а также богатых купцов и фабрикантов. Но хвастаться богатством было нельзя: украшения у девочек сразу забирали и хранили их в специальных коробочках, позволяя лишь перебирать (ни в коем случае не надевать!) в свободное время.
Все девушки неофициально делились на парфеток и мовешек. Первое прозвище произошло от французского слова parfaite — совершенство. Парфетками становились лучшие воспитанницы — те, которые умели себя вести, обладали идеальной осанкой, делали изящные реверансы и соблюдали все правила.
Мовешками (от mauvaise — «дрянная») называли тех, кто вел себя неподобающе: не заправлял кровать, громко разговаривал или был неаккуратен. За всё это девочек наказывали. Порки были запрещены, но нарушительницу могли лишить еды или заставить часами стоять в классе. Если же маленькая девочка мочилась в постель, то ее при этом еще и заворачивали в мокрую простынь.
Суровый быт
Жили девочке в спартанских условиях: температура в помещениях не превышала 16 °С, матрацы были жесткими, одеяла — тонкими. Вставали все в шесть утра и умывались холодной водой. Отоспаться можно было только в лазарете, и попадали туда воспитанницы, не подготовленные к таким суровым условиям, нередко.